4. Перспектива в живописи Дельфта: Карел Фабрициус, Леонерт Брамер, архитектурные и городские пейзажисты, начиная с 1650 года и далее. Уолтер Лидтке


Городской пейзаж



Городской пейзаж "расцвел" в Дельфте в 1650-х – 1560-х годах в работах Эгберта ван дер Поля и Даниеля Восмаера (см. кат. № 50, 51, 86,87) и в отдельных необычных картинах Вермеера и Фабрициуса (рис. 23, кат. № 18). Неоднократно выполнялись такие виды городов с некоторого удаления (см. кат.№ 89, 90) и гравюры с изображением городских площадей, как, например, гравюра Адриана ван де Венне "Площадь аббатства Миддлбурга" от 1618 года [44]. Действительно, несколько видов Гааги, а именно – с разных берегов дворцового пруда (см. рис. 123), датированы с 1580 года и далее, другими словами, с момента, когда принц Морис и Генеральные штаты заняли соседние здания. В целом виды городов, которые, как правило, изображали некоторые части города, были связаны либо с какими-то событиями, либо с достопримечательными строениями. Оба эти условия присутствуют в гуаши дворцового пруда Ханса Бола от 1586 года (галерея старых мастеров, Дрезден), где показано водное представление в честь графа Лейчестера возле его временной штабквартиры (см. часть 2, стр. 13) [45].

Казалось бы, очевидна логическая связь смысла и формы нового вида искусства, но ранние авторы зачастую рассматривали развитие городской пейзажной живописи в Нидерландах как часть стилистического развития пейзажа и топографических изображений в целом. Вольфганг Стехов, например, отмечает, что "детальные виды городов появились не ранее 1650-х годов" и что "это предшествовало изменению структуры и цвета, которое постепенно превратилось в отличительную черту тех неспокойных лет". Иными словами, Стехов утверждает, что "пейзажи городов были частью стилистических изменений (в пейзажной живописи) начала 1650-х годов. Начало было положено не в Харлеме, где работал Саенредам, а в Дельфте" [46]. Нечто подобное высказывал ранее Р.Фриц (1932) и Макс Фридландер, который пошел еще дальше: "Наивысшим, ни с чем несравнимым достижением Дельфта ... является городской пейзаж" [47]. Очень может быть, что такие мысли не появились бы, если бы Вермеер не написал "Вид Дельфта" (рис. 23). И хотя это городской пейзаж старого типа (вид сбоку), он отражает композиционные идеи последних ландшафтных картин, написанных в Амстердаме [44].


Рис. 123. Симон Фризиус (по рисунку Хендрика Хондиуса), Дворцовый пруд в предместьи Гааги, (44х124 см, кабинет гравюр Рийксмузеума, Антверпен, Голландия 


"Вид Дельфта" Фабрициуса (кат. № 18) принято считать наиболее ранним городским пейзажем (точнее – видом города), написанным в Дельфте. (Как это обсуждается ниже, другие художники, и, возможно, сам Фабрициус, писали ранние виды тех мест города, которые соседствовали с королевским дворцом в Гааге). Если это крошечное полотно было написано как несуществующая картинка для просмотра в специальном устройстве или "объемной камере" (см. рис. 240, 241), что сегодня кажется несомненным, тогда эта работа не была подходящим прототипом для других художников и, скорее всего, была им недоступна.

Различные виды Дельфта, написанные Ван дер Влиетом, Даниэлем Восмаером, Фабрициусом и Вермеером, рассматривались некоторыми историками, как если бы они представляли собой сложившийся жанр. Однако картины "Гроза (в Дельфте)" Ван дер Поэля и Восмахера и их перепевы (см.кат. № 51) не являются видами города в обычном восприятии, они – скорее свидетельства известной катастрофы. Главная суть голландски х городских пейзажей – гражданская гордость, которая существенно подпитывается топографической точностью [49]. Можно сказать без преувеличения, что в Дельфте не было городского пейзажа, за исключением "Вида Дельфта" Фабрициуса (который сам по себе представляет особый случай). Виды Дельфта, выполненные Восмаером, - это развалины или общие виды города, зарисованные вне городских стен (картина в Понсе, кат. № 86, которая приближается к собственно пейзажу по подходу). Другие картины, которые можно было бы определить, как пейзажи Дельфта, такие как работа Яна Стена "Портрет дельфтского горожанина с дочерью" (кат. № 58) и "Маленькая улочка" Вермеера (кат. № 69), невозможно считать пейзажами по очевидным причинам. Написанные де Хохом сценки во дворах и в садиках, как и виды улиц Якобуса Вреля (творил в 1654-1562 годах), также имеют косвенное отношение к архитектурным зарисовкам Фабрициуса, Восмаера и Вермеера, но о де Хохе можно сказать, что он писал внутренние покои, не общественные места, а картины Вреля не совмещаются с картой Дельфта (в любом случае, он – не выходец из южной части Голландии). В итоге, самой близкой вещью к общепринятому пониманию городского пейзажа из Дельфта является вид Старой церкви в Старом Дельфте Яна ван дер Хейдена, датированная 1675 годом (см. рис. 1) [50], несмотря на то, что художник не был жителем города, а только несколько раз приезжал туда ненадолго и зарисовал несколько видов города (см. ниже эссе "Вдоль городских стен").

Если не принимать во внимание приведенные выше соображения, можно согласиться с тем, что виды Дельфта работы Восмаера являются городскими пейзажами, в особенности, если он является автором недавно опубликованного вида торговой площади со стороны ратуши [51]. Кроме того, не только его работа в музее Понсе (кат. № 86), но и картина со своеобразной перспективой, видной через колонны несуществующей лоджии (рис. 342), изображает очень небольшие части города (но их больше, чем в известной картине Вермеера). В конечном счете картины катастрофы и печальные сценки в Филадельфийском музее искусств (рис. 200) в большей части – топографические зарисовки, хотя они посвящены тому, что было утрачено осенью 1654 года.

Что делает виды Дельфта, выполненные Восмаером и, в меньшей степени, Ван дер Поэлем, типичными для местной школы живописи – это особенности их картин: непривычные точки обзора и акцент на свет, текстуру и живописные улочки и переулки с кирпичными или оштукатуренными стенами, с зеленью, бликами воды и игрой света на черепице (как на кат. №№ 86,87) [52]. Все эти свойства сохраняются в дворовых картинах Питера де Хоха (кат. №№ 30, 31, 33) и в картинах Вермеера с видом дома через канал или улицу (см.кат. № 69). Даже "Вид Дельфта" Вермеера по композиции и показу города в целом (сравните кат. №№ 89, 90) может быть охарактеризован как более художественный, чем топографический, что неудивительно: есть доказательство, что картина была написана по заказу какого-то мецената, а не городских властей или общественного заведения. Как это часто отмечается, "Вид Дельфта" (называемый "Город Дельфт в перспективе, вид с юга") был продан на в 1696 году на аукционе Диссиуса, что говорит о том, что когда-то эта картина принадлежала покровителю Вермеера – тестю Якоба Диссиуса по имени Питер ван Рюйвен. Тот факт, что на распродаже Диссиуса были выставлены четыре картины с видами церковных интерьеров (три из которых, вероятно, были написаны Де Витте, может свидетельствовать о том, что Ван Рюйен собирал виды различных мест Дельфта [53].

Такой набор имеет мало общего с гравированными видами, соединенными в иллюстрированные карты (см. кат. №№ 134, 135). Даже в случае исключительной точности отдельного объекта дельфтские городские пейзажи и архитектурные картины 1650-х и последующих лет несут следы личного восприятия вещей слишком хорошо знакомых и приятных настолько, что нет возможности описать их объективно. В этих картинах, так же, как в портретах, зрители хотят чего-то большего, чем простая зарисовка.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики