Питер де Хох , Воспитание детей

Вэйн Фрэнитс


Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд

Воспитание детей

В значительном количестве жанровых картин дети молятся перед трапезой. Многие из них были созданы в 1660-х годах, в то же десятилетие, в котором де Хох выполняет холст музея Гетти, в котором действие матери, намазывающей хлеб для ее терпеливо ждущего ребенка, является намеком на хорошее воспитание мальчика. В прекрасной картине Яна Стена, например, оба родителя накрывают стол для детей (рисунок 44). Маленькая девочка, сложив руки в молитве, смотрит прямо перед собой. Ее брат уважительно снял шляпу и, вероятно, сложил под ней руки. Благочестивые жесты и позы детей показывают их надлежащее воспитание. На переднем плане картины собака вылизывает плошку. Присутствие этого прожорливого пса как бы нарушает святость момента, давая понять, что у художника был скрытый мотив для его включения.

Ян Стен, Крестьянская семья за обедом

Рис. 44. Ян Стен (Голландия, 1626-1679), «Крестьянская семья за обедом (молитва перед едой)», около 1665, холст, масло, 44.8х37.5 см, Национальная галерея искусств, Лондон, Англия

фото с сайта

Некоторые современные гравюры, иллюстрирующие обсуждение положительных и отрицательных последствий обучения манерам, сопоставляют мотив собаки, вылизывающей горшок, с собакой, травящей кролика (рисунок 45). Все это берет начало от древнегреческого философа Плутарха, в частности, из притчи, приведенной в его трактате об образовании. Эта работа, как и многие другие тексты древности , была хорошо известна во всей Европе в шестнадцатом и семнадцатом веках. Плутарх рассказывает историю Ликурга, законодателя спартанцев, который по-разному воспитал двух щенков из одного помета. Один из них был обучен быть хорошим охотником, в то время как его брату позволялось лениться и есть до отвала. Во время одного из собраний спартанцев Ликург сказал им, что правильное воспитание, дисциплина и привычка очень важны для развится силы у мужчин. Для доказательства этого утверждения он взял обеих собак и между ними положил горшок мяса и посадил кролика. Хорошо обученный пес погнался за кроликом, а другой начал пожирать еду в горшке. Когда собрание не смогло понять значение этого, Ликург объяснил, что воспитание собак повлияло на их поведение , хотя обе принадлежали к одному помету. Притча Плутарха, таким образом, продемонстрировала силу воспитания в формировании поведения, независимо от врожденных черт характера.

Отто ван Веен, Заставка к басне Горация

Рис. 45. Отто ван Веен (Otto van Veen), заставка к басне Горация, второе издание (Антверпен, 1612), университетская библиотека, Амстердам 

Последовательность и энтузиазм, с которым авторы литературы для семьи в шестнадцатом и семнадцатом веке восприняли теории Плутарха, были замечательны. Это свидетельствует не только о популярности его трактата, но, что более важно, о широком распространении убеждения, что дети нуждаются во всестороннем нравственном и духовном обучении. Моралисты того времени неизменно цитируют притчу Ликурга для того, чтобы подкрепить их утверждение, что образование улучшает поведение. Например, голландец Бартоломью Бэтти (Bartholomew Batty) предложил следующий совет родителям: «Я хочу, чтобы родители хорошо взвесили и глубоко рассмотрели этот пример Ликурга, в связи с воспитанием хороших манер (о чем писал также Платон): если ребенка хорошо и старательно воспитывать, - это можно приравнять к доказательству того что он - божественное создание; и наоборот, если он будет плохо обучен, и хочет свободы (не признает никаких правил – Б.Р.), - тогда он выглядит как самый злой и жестокий зверь».

Для более поздних авторов плохо обученная собака Плутарха не всегда требует присутствия гончей, чтобы обозначить ту же проблему. В своей книге «Зеркало древних и новых времен» («Spiegel vanden ouden ende nieuwen tijdt») Кэтс включает пословицу, показывающую, что прожорливая собака достаточно хороша в качестве метафоры плохого воспитания: «Приучи борзую к кастрюле - охотничья собака превратится в кухонную дворняжку».

История Ликурга, столь популярная у моралистов и педагогов, вероятно, лежит в основе пословицы Кэтса, как и собака, вылизывающая миску в живописи Стена (Steen). Собака Стена - немецкий бигль, порода, которая использовалась для охоты. Наличие в живописи бигля, вылизывающего горшок, скорее всего используется как метафора плохого воспитания, протвопоставление благовоспитанным детям, благословляющим хлеб. Аналогичный символический контраст между плохо воспитанной собакой и хорошо воспитанными детьми появляется в другой картине того времени, изображающей семью, произносящую благодарственную молитву перед едой, - гравюре швейцарца Конрада Мейера (рисунок 46).

Конрад Мейер, Молитва перед едой

Рис. 46. Конрад Мейер (Conrad Meyer) (Швейцария, 1618-1689), «Десятый возраст», из серии «Десять возрастов человека», 1675, гравюра, государственное собрание гравюр, Амстердам

Фото с сайта

Мейер показывает мать, которая учит детей молиться перед едой, в то время как другие композиции, в частности, картинки на стене позади фигур, показывают важность воспитания детей в целом. Картина справа представляет Ликурга с двумя собаками; непослушный, прожорливый вылизыватель горшка - на переднем плане. Согласно подписи под гравюрой, эта собака символизирует плохое воспитание точно так же, как гончая в картине Стена. Разница лишь в том, что Стен изобразил пса другой породы без какой-нибудь очевидной связи с историей Ликурга. Стен изобразил также несколько игрушек, разбросанных по полу, по-видимому, оставленных детьми для более серьезных дел, то есть, для уроков морального и духовного воспитания.

Голландские художники иногда рядом с молящимися детьми рисовали хорошо тренированных, послушных собак, как можно видеть , например, в гравюре конца шестнадцатого века под названием «Утро» (рисунок 47), из серии «Четыре времени суток» Яна Сэндрема (с картины Хендрика Гольциуса).

Ян Сэндрем

Рис. 47. Ян Сэндрем (с картины Хендрика Гольциуса), Четыре времени суток


В этой гравюре девочка благословляет еду, в то время как ее брат снимает шляпу после получения своего хлеба. Как у мальчика на гравюре Мейера, у детей есть азбука (ранний тип букваря, используемого для обучения чтению), и они, кажется, готовы итти в школу. На полу рядом с ними собачка стоит на задних лапах, выпрашивая подачку.

Как и невоспитанный вылизыватель горшков, это маленькое существо с хорошими манерами служит намеком на благовоспитанность детей, как бы иллюстрируя рассказ Плутарха о Ликурге. Портреты детей с собаками, выполняющих трюки, вероятно, вызвали похожие ассоциации (рисунок 48) - родители, заказывающие портреты, понимали это таким образом: хорошо тренированная собака – это отражение их мудрого подхода к воспитанию заботливо выращенных детей.

Людольф де Жонг, Портрет мальчика

Рис. 48. Людольф де Жонг (Ludolf de Jongh), «Портрет мальчика», 1661, холст, масло, 97.8х71.8 см, музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США

Тема «Женщина готовит мальчику бутерброд» была обычной в голландском искусстве, что подтверждается изображением матери, отрезающей ломоть хлеба для мальчика, в картине Герарда Доу (рисунок 49) , выполненной всего несколькими годами раньше картины де Хоха.

Геррит Доу, Служанка в нише

Рис. 49. Геррит Доу, «Служанка в нише», около 1657-60, дерево, масло, 38х28 см, музей Бойман ван Беюнинген, Роттердам, Голландия

Доу поместил эту очаровательную сцену на заднем плане полотна, в котором главным действующим лицом является изображенная в арочном проеме горничная, который выливает что-то из большого кувшина. Может показаться, что передний план и фон не связаны между собой. Тем не менее, то, что делает горничная, также может пониматься как намек на воспитание.

Согласно общеизвестной в те дни метафоре об обучении, авторство которой принадлежит древнему писателю Горацию, сосуд всегда сохраняет запах первой жидкости, которая была в него залита. Авторы книг о домашнем укладе были знакомы с этой метафорой и связали ее с мыслью, что дети всегода будут помнить первоначальные наставления.

Английский пуританин Уильям Годж, например, утверждал, что то, что узнали в детстве сохраняется очень долго, так же, как "корабль всегда хранит запах своего первого груза" (видимо, это относится к тем временам, когда в кораблях возили пряности – Б.Р.). В гравюре Конрада Мейера (рисунок 46) эта мысль Горация иллюстрируется картиной на стене (над молящимися детьми на переднем плане), где двое мужчин заливают что-то в большие бочки. В картине Доу горничная скорее опустошает кувшин, чем переливает из одного в другой, но результат тот же: этот большй кувшин сохранит запах жидкости, которую из него выливают.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики