Питер де Хох. Формирование художника


Вэйн Фрэнитс  

 Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд


Питер де Хох


Его жизнь и формирование как художника

В 1984 году музей П. Гетти приобрел картину «Женщина готовит мальчику бутерброд», написанную Питером де Хохом, современником Яна Вермеера и одним из мастеров Золотого века голландской живописи. Эта глава рассматривает эту картину в контексте жизни Питера де Хоха, его карьеры и наиболее значительных событий в жанровой живописи семнадцатого столетия.

Истоки

Сегодня мы располагаем очень скудными сведениями о жизни Питера де Хоха. Он родился в 1629 году в Роттердаме, его отец был каменщиком, его мать – акушеркой. Родители увидели у сына зарождающийся талант художника и предоставляли ему возможность учиться. По Арнольду Хоубракену (1660-1719) (биограф Питера де Хоха начала восемнадцатого столетия), начинающий художник учился вместе с Николасом Берхемом – знаменитым пейзажистом, который работал в городе Харлеме. Это обучение, предположительно, происходило периодически, во время возвращение Берхема из Италии в 1646 и 1652 годах, в то время де Хох был зарегистрирован как житель Дельфта. В работах де Хоха не прослеживается влияние стиля Берхема, но это было обычным явлением в голландской живописи семнадцатого века – отсутствие сходства в работах учителя и ученика.

Из архивного документа от 5 августа 1652 ясно, что в этот день де Хох присутствовал в Дельфте при подписании завещания. Вместе с ним был Хендрик ван дер Бурх (1627 - после 1666), его ровесник, в итоге ставший его шурином. В мае следующего года (1653) де Хох регистрируется в Дельфте как наемный рабочий у торговца бельем Юстуса де ла Гранжа – «слуга с обязанностями  художника».  Архивный документ , из которого это известно, свидетельствует, что другой слуга внезапно сбежал от де ла Гранжа и украл несколько незаконченных вещей из дома своего хозяина. То, что осталось после смерти этого слуги, было впоследствии продано с аукциона, а непроданные пальтовые ткани были отданы де Хоху. Хотя документ недвусмысленно называет де Хоха слугой и одновременно - художником, точный характер его отношений с де ла Гранжем остается неясным. Вполне возможно, что де Хох работал художником на договоре, сдающим часть или все его картины в обмен на проживание и питание или еще что-либо. Де ля Гранж был коллекционером произведений искусства, ему принадлежало одиннадцать картин художника. Тем не менее,  возможно , что де Хох был нанят в качестве слуги или сочетал обе этих обязанности. Возможно, что относительно новому жителю Дельфта -молодому художнику необходимо было для жизни заниматься другим делом (нередкая практика среди художников в Нидерландах того времени).

Спустя некоторое время после того, как появился этот документ, де Хох ненадолго вернулся в родной Роттердам только для того, чтобы переехать снова в Дельфт – в начале мая 1654 года он женился на Жанетте ван дер Бурх, жительнице Дельфта. В сентябре 1665 года де Хох записывается в гильдию св. Луки, профсоюза художников. В этот момент он сталкивается с финансовыми трудностями, потому что он не мог уплатить вступительный взнос 12 гульденов (для художников, рожденных не в этом городе).

В момент переселения де Хоха Дельфт уже был одним из старейших городов Нидерландов, статус города ему был дан хартией 1246 года Вильгельма II, графа Голландии. Экономика Дельфта обеспечивалась в основном тем, что он был столицей Дельфтской области (она простиралась от Гааги до Роттердама). В конце шестнадцатого столетия, с началом голландского противостояния испанскому правлению город был резиденцией молодого национального правительства, что способствовало его престижу и процветанию.

Картина голландского художника: нимфа и сатир у ее ног
Николас Берхем, Пейзаж с нимфой и сатиром
Источник: http://www.getty.edu/art/collection/objects/

 Рис. 2. Николас Берхем (Голландия, 1620-1683), «Пейзаж с нимфой и сатиром», 1647, дерево, масло, 68.6х58.4 см, музей Гетти, Лос-Анжелес, США

Тем не менее, в начале семнадцатого столетия столица Голландской республики была переведена из Дельфта в Гаагу. Это событие было предвестником увядания социальной и экономической сфер в течение столетия. Традиционные для Дельфта отрасли промышленности – пивоварение и тектильное производство, к примеру, в течение этого периода сократились в несколько раз, потому что они не могли конкурировать с такими же производствами в Роттердаме, Харлеме и Лейдене. К счастью, по иронии судьбы, производство фаянса смягчило экономические последствия, вызванные падением производства пива и текстиля, потому что благом стало присутствие в Дельфте конторы Голландской Восточно-Индийской компании, ввозившей фарфор из Китая. Ремесленники Дельфта были более успешны в конкуренции, чем их коллеги в пивоварении и текстиле, улучшив качество фаянса. В конце семнадцатого столения количество гончарных мастерских в Дельфте удвоилось по сравнению с началом производства, и в нем был занят значительный процент городского населения. Фаянсовая посуда Дельфта до сих пользуется популярностью у туристов, путешествующих по Нидерландам.

Расцвет производства фаянса в Дельфте не мог, те не менее, полностью компенсировать экономический упадок города, который начался в начале жизни в нем де Хоха и значительно ускорился после 1680 года. Небольшие размеры Дельфта – его население в 1665 году составляло 25 тысяч человек – и его очевидно неблагоприятно близкое соседство с Лейденом и Роттердамом, в которых бурно развивалась промышленность, медленно но верно удушали его. До начала экономичекого упадка (до 1650 года) в Дельфте работали замечательные художники. Среди них были знаменитый портретист Мишель Мирвельд  (Michiel van Miereveld) (1567-1641),  плодовитый Леонард Брамер (Leonard Bramer) (1596-1674), который около двенадцати лет получал образование в Италии, выдающийся художник архитектурных интерьеров Бартоломеус ван Басс (Bartholomeus van Bassen) (около 1590-1652), замечательный художник натюрмортов Балтазар ван дер Эст (Balthasar van der Ast) (1593/1594-1657), Кристиан ван Ковенбург (Christiaen van Couwenburgh)  (1604-1667), мастер библейских и мифологических картин, который также написал несколько очаровательных жанровых сценок. Что касается жанровой живописи, следует упомянуть жанриста Антони Паламедеша (Anthonie Palamedesz) (1601-1673) и Якоба ван Вельсена (Jacob van Velsen) (около 1597-1656),  которые работали в то время в Дельфте.

Но прежнее присутствие этих мастеров в Дельфте не может полностью объяснить казалось бы, внезапный расцвет живописи там в 1650-х годах, когда этот экономически увядающий город породил одну из самых выдающихся  в голландской республике школ живописи.

Это десятилетие стало свидетелем прибытия в Дельфт Карела Фабрициуса (Carel Fabritius) (1622-1654) и Питера де Хоха, тогда же появились первые картины Вермеера. То, что Фабрициус, де Хох и Вермеер, наряду с множеством других мастеров, могли творить прекрасное обновленное искусство в городе, расцвет которого остался позади, было чем-то парадоксальным.  Причиной этого, возможно, было то, что в городе сохранился слой богатых людей, в большинстве – выходцев из маститых семей, которые накопили огромные богатства благодаря удачным вложениям в голландские Ост-Индскую и Вест- Индскую  компании и другие выгодняе предприятия, которые привыкли покупать красивые вещи, в том числе произведения искусства. Впрочем, многие из лучших живописцев, еще задолго до ухудшения экономического состояния города, либо умерли, либо оставили Дельфт. Де Хох покинул Дельфт ради  Амстердама приблизительно в 1661 году.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики