Питер де Хох. Формирование художника
Вэйн Фрэнитс
Женщина готовит мальчику бутерброд
Питер де Хох
Его жизнь и формирование как художника
В 1984 году музей П. Гетти приобрел картину
«Женщина готовит мальчику бутерброд», написанную Питером де Хохом,
современником Яна Вермеера и одним из мастеров Золотого века голландской
живописи. Эта глава рассматривает эту картину в контексте жизни Питера де Хоха,
его карьеры и наиболее значительных событий в жанровой живописи семнадцатого
столетия.
Истоки
Сегодня мы располагаем очень скудными
сведениями о жизни Питера де Хоха. Он родился
в 1629 году в Роттердаме, его отец был каменщиком, его мать – акушеркой.
Родители увидели у сына зарождающийся талант художника и предоставляли ему возможность
учиться. По Арнольду Хоубракену (1660-1719) (биограф Питера де Хоха начала
восемнадцатого столетия), начинающий художник учился вместе с Николасом
Берхемом – знаменитым пейзажистом, который работал в городе Харлеме. Это
обучение, предположительно, происходило периодически, во время возвращение
Берхема из Италии в 1646 и 1652 годах, в то время де Хох был зарегистрирован
как житель Дельфта. В работах де Хоха не прослеживается влияние стиля Берхема,
но это было обычным явлением в голландской живописи семнадцатого века –
отсутствие сходства в работах учителя и ученика.
Из архивного документа от 5 августа 1652
ясно, что в этот день де Хох присутствовал в Дельфте при подписании завещания.
Вместе с ним был Хендрик ван дер Бурх (1627 - после 1666), его ровесник, в
итоге ставший его шурином. В мае следующего года (1653) де Хох регистрируется в
Дельфте как наемный рабочий у торговца бельем Юстуса де ла Гранжа – «слуга с
обязанностями художника». Архивный документ , из которого это известно,
свидетельствует, что другой слуга внезапно сбежал от де ла Гранжа и украл
несколько незаконченных вещей из дома своего хозяина. То, что
осталось после смерти этого слуги, было впоследствии продано с аукциона, а
непроданные пальтовые ткани были отданы де Хоху. Хотя документ недвусмысленно
называет де Хоха слугой и одновременно - художником, точный характер его
отношений с де ла Гранжем остается неясным. Вполне возможно, что де Хох работал
художником на договоре, сдающим часть или все его картины в обмен на проживание
и питание или еще что-либо. Де ля Гранж был коллекционером произведений
искусства, ему принадлежало одиннадцать картин художника. Тем не менее, возможно , что де Хох был нанят в качестве
слуги или сочетал обе этих обязанности. Возможно,
что относительно новому жителю Дельфта -молодому художнику необходимо было для
жизни заниматься другим делом (нередкая практика среди художников в Нидерландах
того времени).
Спустя некоторое время после того, как
появился этот документ, де Хох ненадолго вернулся в родной Роттердам только для
того, чтобы переехать снова в Дельфт – в начале мая 1654 года он женился на
Жанетте ван дер Бурх, жительнице Дельфта. В сентябре 1665 года де Хох
записывается в гильдию св. Луки, профсоюза художников. В этот момент он
сталкивается с финансовыми трудностями, потому что он не мог уплатить
вступительный взнос 12 гульденов (для художников, рожденных не в этом городе).
В момент переселения де Хоха Дельфт уже был
одним из старейших городов Нидерландов, статус города ему был дан хартией 1246
года Вильгельма II, графа Голландии. Экономика Дельфта
обеспечивалась в основном тем, что он был столицей Дельфтской области (она
простиралась от Гааги до Роттердама). В конце шестнадцатого столетия, с началом
голландского противостояния испанскому правлению город был резиденцией молодого
национального правительства, что способствовало его престижу и процветанию.
Николас Берхем, Пейзаж с нимфой и сатиром |
Источник: http://www.getty.edu/art/collection/objects/
Рис. 2. Николас Берхем (Голландия, 1620-1683), «Пейзаж с
нимфой и сатиром», 1647, дерево, масло, 68.6х58.4 см, музей Гетти, Лос-Анжелес,
США
Тем не менее, в начале семнадцатого столетия
столица Голландской республики была переведена из Дельфта в Гаагу. Это событие
было предвестником увядания социальной и экономической сфер в течение столетия.
Традиционные для Дельфта отрасли промышленности – пивоварение и тектильное
производство, к примеру, в течение этого периода сократились в несколько раз,
потому что они не могли конкурировать с такими же производствами в Роттердаме,
Харлеме и Лейдене. К счастью, по иронии судьбы, производство фаянса смягчило
экономические последствия, вызванные падением производства пива и текстиля,
потому что благом стало присутствие в Дельфте конторы Голландской
Восточно-Индийской компании, ввозившей фарфор из Китая. Ремесленники Дельфта
были более успешны в конкуренции, чем их коллеги в пивоварении и текстиле,
улучшив качество фаянса. В конце семнадцатого столения количество гончарных
мастерских в Дельфте удвоилось по сравнению с началом производства, и в нем был
занят значительный процент городского населения. Фаянсовая посуда Дельфта до сих
пользуется популярностью у туристов, путешествующих по Нидерландам.
Расцвет производства фаянса в Дельфте не мог,
те не менее, полностью компенсировать экономический упадок города, который
начался в начале жизни в нем де Хоха и значительно ускорился после 1680 года.
Небольшие размеры Дельфта – его население в 1665 году составляло 25 тысяч
человек – и его очевидно неблагоприятно близкое соседство с Лейденом и
Роттердамом, в которых бурно развивалась промышленность, медленно но верно
удушали его. До начала экономичекого упадка (до 1650 года) в Дельфте работали
замечательные художники. Среди них были знаменитый портретист Мишель Мирвельд (Michiel van Miereveld) (1567-1641),
плодовитый Леонард Брамер (Leonard Bramer) (1596-1674), который около двенадцати лет
получал образование в Италии, выдающийся художник архитектурных интерьеров
Бартоломеус ван Басс (Bartholomeus van Bassen) (около 1590-1652), замечательный художник натюрмортов
Балтазар ван дер Эст (Balthasar van der Ast) (1593/1594-1657), Кристиан ван Ковенбург (Christiaen van Couwenburgh) (1604-1667), мастер библейских и мифологических картин,
который также написал несколько очаровательных жанровых сценок. Что касается
жанровой живописи, следует упомянуть жанриста Антони Паламедеша (Anthonie Palamedesz) (1601-1673) и Якоба ван Вельсена (Jacob van Velsen) (около 1597-1656),
которые работали в то время в Дельфте.
Но прежнее присутствие этих мастеров в Дельфте не может полностью
объяснить казалось бы, внезапный расцвет
живописи там в 1650-х годах, когда этот экономически увядающий город породил
одну из самых выдающихся в голландской республике школ живописи.
Это десятилетие стало свидетелем прибытия
в Дельфт Карела Фабрициуса
(Carel Fabritius) (1622-1654) и Питера де Хоха,
тогда же появились первые картины
Вермеера. То, что Фабрициус, де Хох и
Вермеер, наряду с множеством других мастеров, могли
творить прекрасное обновленное искусство в городе,
расцвет которого остался позади, было чем-то
парадоксальным. Причиной этого,
возможно, было то, что в городе сохранился слой богатых людей, в большинстве – выходцев из маститых
семей, которые накопили огромные
богатства благодаря удачным вложениям в голландские
Ост-Индскую и Вест- Индскую компании и другие
выгодняе предприятия, которые привыкли
покупать красивые вещи, в том числе произведения искусства.
Впрочем, многие из лучших живописцев, еще задолго до ухудшения экономического состояния города, либо
умерли, либо оставили Дельфт.
Де Хох покинул
Дельфт ради Амстердама
приблизительно в 1661 году.
Комментарии
Отправить комментарий