Питер де Хох Воспитание детей (продолжение)


Вэйн Фрэнитс

Питер де ХохЖенщина готовит мальчику бутерброд

Воспитание детей (продолжение)

Работа Доу содержит еще один намек на образование. Слева от служанки - цветок в горшке, возможно, китайский фонарик (физалис обыкновенный – Б.Р.), что созревает вместе с фруктами. В семнадцатом веке обучение детей часто уподоблялось подготовкой почвы для посадки или посева, чтобы вырастить плоды. 

Воспитанные дети, таким образом, ассоциируются с тцательно выращенными плодами, в то время как их недисциплинированные сверстники – с дикими растениями или с сорняками и чертополохом. В этот период появилось несколько портретов детей, трогающих цветы или живность, показывающих на распуствшиеся бутоны, или с плодами в руке (рисунок 50), недвусмысленный намек на их добродетельное воспитание.

Ян Альберт Ротиус, Портрет девочки с гвоздиками

Рис. 50. Ян Альберт Ротиус (Голландия, 1624-1666), «Портрет девочки с гвоздиками», 1663, холст, масло, 118.1х96.5 см, художественная галерея Онтарио, Торонто, США

Фото с сайта

В гравюре Сэнредама, в картине де Хоха в музее Гетти, в картине Стена мальчики держат в руках снятые головные уборы. Сегодня это не выглядит столь значимым. Но зрителями – современниками де Хоха, которые были восприимчивы к проявлениям вежливости и уважительного поведения, это мгновенно воспринималось как уважение к старшим и, соответственно, говорило о хорошем воспитании.

Взгляды на важность этого жеста можно почерпнуть из письма, написанного в 1685 году голландским отца к сыну. Судя по всему, знакомый отца заметил, что молодой человек был замешкался снять шляпу в момент, когда его кто-то приветствовал. В письме, отец выражает возмущение поведением своего ребенка: «Тебя что, никогда не учили в моем доме? И я не могу понять, как это возможно, что ты настолько невоспитан и груб, что мой друг счел необходимым написать мне об этом!»

В отличие от детей в гравюре Сэнредама, подросток в картине «Женщина готовит мальчику бутерброд» не держит книгу - недвусмысленный намек на школу и научные знания и моральные устои, которые это заведение прививает (в идеале). Тем не менее, де Хох изобретательно вводит связки с образованием, среди них слово Schole (школа) на фасаде здания, частично видном слева на заднем плане, сразу за входной дверью дома. Кроме того, небольшая стопка книг и подсвечник, частично скрытые тяжелой тенью, на полке выше внутренней двери. 

Соседство свечи - источника света и книг, скорее всего, не случайно. В искусстве и литературе голландцев того времени свет, исходящий от свечи или фонари часто связан - как лампочки, которые появляются над головами персонажей детских комиксов сегодня - с отражением мысли, то есть, специально в контексте картины, светом просвещения.

Другие голландские картины этого периода изображают детей в классах, освещенных фонариками или свечами (рисунок 51); свет в этих картинах, несомненно, имеет значение метафоры.. Наконец, в полотне де Хоха, что есть в музее Гетти, волчок, лежащий на полу перед входной дверью, - символ отказа мальчика от мелких игрушек в пользу более серьезных вещей, а именно, образования.

Дети с наставником при свете свечи и фонаря
Герард Доу, Ночная школа

Рис. 51. Геррит Доу, «Ночная школа», около 1662-65, дерево, масло, 53х40.3, государственный музей, Амстердам

Фото с сайта

Картина «Женщина готовит мальчику бутерброд» - это как зеркало голландских представлений семнадцатого века о домашнем укладе. В то же время холст проливает свет на европейские взгляды того времени, касающиеся детей и их надлежащего воспитания. 

История детства хорошо изучена в последние пятьдесят лет. Ученые когда-то утверждали, что в средние века и в ранней современности (с 1450 до 1750), не было понятия детства как особого периода, отличающегося от взрослой жизни. Согласно этому подходу, лишь постепенно в течение семнадцатого века взрослые начали понимать, что детство – это нечто другое.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики