Питер де Хох Воспитание детей (продолжение)
Вэйн Фрэнитс
Питер де ХохЖенщина готовит мальчику бутерброд
Воспитание детей (продолжение)
Работа Доу содержит еще один намек на образование. Слева от служанки - цветок в горшке, возможно, китайский фонарик (физалис обыкновенный – Б.Р.), что созревает вместе с фруктами. В семнадцатом веке обучение детей часто уподоблялось подготовкой почвы для посадки или посева, чтобы вырастить плоды.
Воспитанные дети, таким образом, ассоциируются с тцательно выращенными плодами, в то время как их недисциплинированные сверстники – с дикими растениями или с сорняками и чертополохом. В этот период появилось несколько портретов детей, трогающих цветы или живность, показывающих на распуствшиеся бутоны, или с плодами в руке (рисунок 50), недвусмысленный намек на их добродетельное воспитание.
Фото с сайта
В гравюре Сэнредама, в картине де Хоха в музее Гетти, в картине Стена мальчики держат в руках снятые головные уборы. Сегодня это не выглядит столь значимым. Но зрителями – современниками де Хоха, которые были восприимчивы к проявлениям вежливости и уважительного поведения, это мгновенно воспринималось как уважение к старшим и, соответственно, говорило о хорошем воспитании.
Взгляды на важность этого жеста можно почерпнуть из письма, написанного в 1685 году голландским отца к сыну. Судя по всему, знакомый отца заметил, что молодой человек был замешкался снять шляпу в момент, когда его кто-то приветствовал. В письме, отец выражает возмущение поведением своего ребенка: «Тебя что, никогда не учили в моем доме? И я не могу понять, как это возможно, что ты настолько невоспитан и груб, что мой друг счел необходимым написать мне об этом!»
В отличие от детей в гравюре Сэнредама, подросток в картине «Женщина готовит мальчику бутерброд» не держит книгу - недвусмысленный намек на школу и научные знания и моральные устои, которые это заведение прививает (в идеале). Тем не менее, де Хох изобретательно вводит связки с образованием, среди них слово Schole (школа) на фасаде здания, частично видном слева на заднем плане, сразу за входной дверью дома. Кроме того, небольшая стопка книг и подсвечник, частично скрытые тяжелой тенью, на полке выше внутренней двери.
Ян Альберт Ротиус, Портрет девочки с гвоздиками
Рис. 50. Ян Альберт Ротиус (Голландия, 1624-1666), «Портрет девочки с гвоздиками», 1663, холст, масло, 118.1х96.5 см, художественная галерея Онтарио, Торонто, США
Фото с сайта
В гравюре Сэнредама, в картине де Хоха в музее Гетти, в картине Стена мальчики держат в руках снятые головные уборы. Сегодня это не выглядит столь значимым. Но зрителями – современниками де Хоха, которые были восприимчивы к проявлениям вежливости и уважительного поведения, это мгновенно воспринималось как уважение к старшим и, соответственно, говорило о хорошем воспитании.
Взгляды на важность этого жеста можно почерпнуть из письма, написанного в 1685 году голландским отца к сыну. Судя по всему, знакомый отца заметил, что молодой человек был замешкался снять шляпу в момент, когда его кто-то приветствовал. В письме, отец выражает возмущение поведением своего ребенка: «Тебя что, никогда не учили в моем доме? И я не могу понять, как это возможно, что ты настолько невоспитан и груб, что мой друг счел необходимым написать мне об этом!»
В отличие от детей в гравюре Сэнредама, подросток в картине «Женщина готовит мальчику бутерброд» не держит книгу - недвусмысленный намек на школу и научные знания и моральные устои, которые это заведение прививает (в идеале). Тем не менее, де Хох изобретательно вводит связки с образованием, среди них слово Schole (школа) на фасаде здания, частично видном слева на заднем плане, сразу за входной дверью дома. Кроме того, небольшая стопка книг и подсвечник, частично скрытые тяжелой тенью, на полке выше внутренней двери.
Соседство свечи - источника света и книг, скорее всего, не случайно. В искусстве и литературе голландцев того времени свет, исходящий от свечи или фонари часто связан - как лампочки, которые появляются над головами персонажей детских комиксов сегодня - с отражением мысли, то есть, специально в контексте картины, светом просвещения.
Другие голландские картины этого периода изображают детей в классах, освещенных фонариками или свечами (рисунок 51); свет в этих картинах, несомненно, имеет значение метафоры.. Наконец, в полотне де Хоха, что есть в музее Гетти, волчок, лежащий на полу перед входной дверью, - символ отказа мальчика от мелких игрушек в пользу более серьезных вещей, а именно, образования.
Картина «Женщина готовит мальчику бутерброд» - это как зеркало голландских представлений семнадцатого века о домашнем укладе. В то же время холст проливает свет на европейские взгляды того времени, касающиеся детей и их надлежащего воспитания.
Другие голландские картины этого периода изображают детей в классах, освещенных фонариками или свечами (рисунок 51); свет в этих картинах, несомненно, имеет значение метафоры.. Наконец, в полотне де Хоха, что есть в музее Гетти, волчок, лежащий на полу перед входной дверью, - символ отказа мальчика от мелких игрушек в пользу более серьезных вещей, а именно, образования.
Герард Доу, Ночная школа |
Рис. 51. Геррит Доу, «Ночная школа», около 1662-65, дерево, масло, 53х40.3, государственный музей, Амстердам
Фото с сайта
Картина «Женщина готовит мальчику бутерброд» - это как зеркало голландских представлений семнадцатого века о домашнем укладе. В то же время холст проливает свет на европейские взгляды того времени, касающиеся детей и их надлежащего воспитания.
История детства хорошо изучена в последние пятьдесят лет. Ученые когда-то утверждали, что в средние века и в ранней современности (с 1450 до 1750), не было понятия детства как особого периода, отличающегося от взрослой жизни. Согласно этому подходу, лишь постепенно в течение семнадцатого века взрослые начали понимать, что детство – это нечто другое.
Комментарии
Отправить комментарий