Питер де Хох. Влияние художественного рынка



Точно так же, с учетом скудости картин, написанных до 1650 года, изображающих домашний быт и, наоборот, в большом количестве изображающих женщин как проституток (рисунок 53), неизбежным будет вывод, что концепция домашнего уклада появилась вдруг в середине века и что женщины сразу начали вести добродетельную жизнь. 


Очевидная несуразность этих гипотез подтверждает то, что специалистам уже давно известно: голландские жанровые картины семнадцатого века в целом представляют собой хитроумное переплетение воображения с очевидными и устоявшимися мотивами и стилями, гениально синтезирующие все это для создания нафантазированных полотен, якобы отразающих действительность.

Как было отмечено в предыдущей главе, понятие домашнего уклада не было внезапно сформулированр в 1650-х годах. Многие из уже тогда принятых вещей на самом деле возникли в шестнадцатом веке, а в некоторых случаях - даже раньше.

Литература о браке и семье печаталась еще в начале 1520-х годов, часто в виде проповедей. Тем не менее, то, что началось изначально как маленький ручеек, превратилось в поток исчерпывающе.подробных руководств, таких как «Брак» Иакова Кэтса, которые появились к концу шестнадцатого века и наводнили рынок в семнадцатом столетии. В течение десятилетий концепция домашнего уклада должна была получить широкое распространение, проникающее во все слои населения. То, что это произошло, подтверждается существованием буквально сотен голландских картин, посвященных семье, хотя большинство из них датируется после 1650 года.

Влияние художественного рынка

Как можно объяснить этот необычный всплеск ориентированных на семью произведений в голландском искусстве второй половины семнадцатого века, свидетель которого – полотно де Хоха в музее Гетти? Чтобы понять корни этого явления , мы обратимся сначала к понятию "рынок". Работали художники на покровителей или на продажу для случайных покупателей, они должны были знать возможные вкусы и ожидания потенциальных покупателей.

Существует много доказательств того, что художники семнадцатого века и теоретики искусства принимали во внимание эти соображения. Например, в своей небольшой книге по теории искусства «Хвала живописи» (1642 год), Филипс Ангел (Philips Angel) (ок. 1618 – после 1664), второстепенный лейденский художник определенно имел в виду покупателей, когда он призывал своих коллег придавать работам "декоративное богатство", чтобы их легче было продать: «Насколько важно для художника принимать это во внимание, можно увидеть по проявлениям чувств, которые просыпаются в сердцах любителей искусства. Это можно видеть ежедневно там, где есть приукрашивание картин и работ, привлекающее нетерпеливые горящие глаза любителей искусства, чтобы ускорить продажи.»

Недавнее исследование искусствоведов и экономических историков подтверждает рекомендации Энджела столетней давности. В их увлекательном исследовании торговли предметами искусства между Антверпеном и Парижем в середине семнадцатого века Нейл де Марчи (Neil de Marchi) и Ханс ван Мигро (Hans van Miegroet) исследовали, как агенты Антверпена стимулировали интерес к фламандским картинам во французской столице через своих парижских партнеров, несмотря на преобладание у французов вкуса к итальянскому искусству. И хотя художники Антверпена, поставляющие свои картины, работали, исходя из требований покупателей, которых они никогда не видели, они меняли свои работы по просьбе агентов, чтобы сделать их более привлекательными для рынка.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики