Пост 131. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 46
Натюрморт
Если в определенных кругах
упомянуть о харлемском натюрморте или о натюрморте из Амстердама, Лейдена или
Миддельбурга, можно быть уверенным, что слушатель представит себе
соответствующее изображение. "Натюрморт из Дельфта" такого действия
не произведет.
Это неудивительно, поскольку обычный подход, связывающий одного
художника с другим (как Питера Клэша и Виллема Клэш Хеда в Харлеме, или
Амбросиуса Босхарта и Бальтазара ван дер Аста в Миддельбурге), не очень
помогает в случае с дельфтской школой. Тем не менее, когда исследуются
натюрморты, выполненные в городе с одной преобладающей традицией, и это
цветочный натюрморт миддлбургского типа, представляется тот фантастический
букет, который можно обнаружить в творениях Босхарта и его последователей
(включая Ван дер Аста, который последние двадцать пять лет своей жизни провел в
Дельфте), Яна Брейгеля в Антверпене, Роланта Сэвери (Roelant Savery) в
Утрехте и Жака де Гейна в Гааге.
В Дельфте три художника писали натюрморты
одного вида: таинственный Элиас Верлюст (см. рис. 41); Якоб Восмаер (см. рис.
102, кат. № 88); Ван дер Аст (см. рис. 103, кат. № 3-5).
Эта традиция была осовременена
Виллемом ван Эльстом, который учился у своего дяди, менее удачливого
натюрмориста Эверта ван Эльста. Всего несколько юношеских работ Виллема ван
Эльста действительно были написаны в Дельфте (см. кат №1,2), а его ранний успех
при иностранных дворах, подобный успеху Марии Остервейк (рис. 108), может
рассматриваться как цель, к которой стремились Восмаер и Ван дер Аст.
Шурин
последнего, выдающийся Босхарт, умерший в 1621 году, в год своей смерти написал
для принца Морица (Саксонского) букет, за который получил 1000 гульденов. В
1632 году у принцессы Амалии ван Сольм в одном из ее покоев в Гааге были
"две маленьких картины в рамах из черного дерева: одна - с фруктами,
вторая - корзина с цветами, обе написаны Ван дер Альстом" [258].
В любом случае - цветочный
натюрморт в Дельфте отражает потребность в предметах роскоши как у мастеров,
так и учеников.
Дельфт был домом для
многих посредников и ремесленников, изготавливающих уникальные предметы: серебряные
и золоченые сосуды (см. кат. № 143-148), скульптуры из алебастра, дерева и
бронзы (кат. № 141,142), тонко украшенную майолику, прекрасно отделанные ткани,
ювелирные изделия, геммы, камеи, медали и тому подобное, привозные раковины,
кораллы и другие природные редкости.
Раковины из Индонезии, Западной Индии,
китайский фарфор в основном ввозились Ост-Индской компанией (кат. № 5, 8).
Конечно, натюрморты с этими предметами выполнялись в Антверпене, Миддлбурге,
Харлеме, Утрехте и в Гааге, а также и в Дельфте, но надо заметить, что
посредникам и коллекционерам известны все виды редкостей, сделанных руками или
природных (в некотором смысле обе категории представлены в цветочных
натюрмортах) [259].
Монтиас отмечает, насколько часто в 1593-1613 годах богатые дома Дельфта были
образцами декоративного искусства (включая картины, в том числе в коллекции
натюрмортов сборщика налогов Корнелиса ван Кулвийка) [260].
Стоит вспомнить, что
утрехтский коллекционер Эрноут ван Бушель во время своего визита в Дельфт в
1598 году посетил собрание Апера ван дер Хоува (бронза, картины, геммы, медали
среди прочих предметов), затем две мастерские золотых дел мастеров на торговой
площади (где он увидел раковины, кораллы и точные изделия из металла), потом дом натюрмориста Верлюста, где ему
показали рисунки редких цветов, раковин и мелких животных [261].
Комментарии
Отправить комментарий