Пост 131. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 46

Натюрморт

Если в определенных кругах упомянуть о харлемском натюрморте или о натюрморте из Амстердама, Лейдена или Миддельбурга, можно быть уверенным, что слушатель представит себе соответствующее изображение. "Натюрморт из Дельфта" такого действия не произведет. 

Это неудивительно, поскольку обычный подход, связывающий одного художника с другим (как Питера Клэша и Виллема Клэш Хеда в Харлеме, или Амбросиуса Босхарта и Бальтазара ван дер Аста в Миддельбурге), не очень помогает в случае с дельфтской школой. Тем не менее, когда исследуются натюрморты, выполненные в городе с одной преобладающей традицией, и это цветочный натюрморт миддлбургского типа, представляется тот фантастический букет, который можно обнаружить в творениях Босхарта и его последователей (включая Ван дер Аста, который последние двадцать пять лет своей жизни провел в Дельфте), Яна Брейгеля в Антверпене, Роланта Сэвери (Roelant Savery) в Утрехте и Жака де Гейна в Гааге. 

В Дельфте три художника писали натюрморты одного вида: таинственный Элиас Верлюст (см. рис. 41); Якоб Восмаер (см. рис. 102, кат. № 88); Ван дер Аст (см. рис. 103, кат. № 3-5). 

Эта традиция была осовременена Виллемом ван Эльстом, который учился у своего дяди, менее удачливого натюрмориста Эверта ван Эльста. Всего несколько юношеских работ Виллема ван Эльста действительно были написаны в Дельфте (см. кат №1,2), а его ранний успех при иностранных дворах, подобный успеху Марии Остервейк (рис. 108), может рассматриваться как цель, к которой стремились Восмаер и Ван дер Аст. 

Шурин последнего, выдающийся Босхарт, умерший в 1621 году, в год своей смерти написал для принца Морица (Саксонского) букет, за который получил 1000 гульденов. В 1632 году у принцессы Амалии ван Сольм в одном из ее покоев в Гааге были "две маленьких картины в рамах из черного дерева: одна - с фруктами, вторая - корзина с цветами, обе написаны Ван дер Альстом" [258].

В любом случае - цветочный натюрморт в Дельфте отражает потребность в предметах роскоши как у мастеров, так и учеников.  

Дельфт был домом для многих посредников и ремесленников, изготавливающих уникальные предметы: серебряные и золоченые сосуды (см. кат. № 143-148), скульптуры из алебастра, дерева и бронзы (кат. № 141,142), тонко украшенную майолику, прекрасно отделанные ткани, ювелирные изделия, геммы, камеи, медали и тому подобное, привозные раковины, кораллы и другие природные редкости. 

Раковины из Индонезии, Западной Индии, китайский фарфор в основном ввозились Ост-Индской компанией (кат. № 5, 8). 

Конечно, натюрморты с этими предметами выполнялись в Антверпене, Миддлбурге, Харлеме, Утрехте и в Гааге, а также и в Дельфте, но надо заметить, что посредникам и коллекционерам известны все виды редкостей, сделанных руками или природных (в некотором смысле обе категории представлены в цветочных натюрмортах) [259]

Монтиас отмечает, насколько часто в 1593-1613 годах богатые дома Дельфта были образцами декоративного искусства (включая картины, в том числе в коллекции натюрмортов сборщика налогов Корнелиса ван Кулвийка) [260]

Стоит вспомнить, что утрехтский коллекционер Эрноут ван Бушель во время своего визита в Дельфт в 1598 году посетил собрание Апера ван дер Хоува (бронза, картины, геммы, медали среди прочих предметов), затем две мастерские золотых дел мастеров на торговой площади (где он увидел раковины, кораллы и точные изделия из металла),  потом дом натюрмориста Верлюста, где ему показали рисунки редких цветов, раковин и мелких животных [261].


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики