Пост 127. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 42
Другим художником воображаемых римских пейзажей был Хендрик ван
Влие. Его поразительная картина в Бирмингаме (рис. 99), датированная 1641
годом, построена как некоторые работы Гроенвегена (затененный передний план,
сосредоточенный на одной из сторон). Тем не менее, туннельные виды в гротах,
заваленные неправдоподобными обломками древнего Рима, напоминают утрехтских
подражателей Ван Поленбургу, таких, как Абрахам ван Цайленборх (Abraham van Cuylenborch,
1610-1658) [234].
Питер ван Эш (Pieter van Asch, 1603-1678) превзошел Ван ден
Бунделя в эклектике. Оба художника вошли в дельфтскую гильдию в один и тот же
год, 1623, но Ван Эш был на двадцать шесть лет моложе. Его отец Ганс ван Эш (Hans van Asch, 1570/71-1644), как говорят, писал
портреты, но он никогда не состоял в гильдии, и Питер платил на 6 гульденов
больше, чем если бы он вступал как сын мастера [235].
Работы ван Эша упоминаются в описях имущества Дельфта всего два
раза в 1630-х годах, двенадцать работ перечислены в 1640-х годах, десять - в
1650-х и семь - в 1670-х [236]. Работы Ван Гойена (Van Goyen) довольно часто
упоминаются в описях имущества Дельфта в 1640-70-х годах, и этот художник из
Гааги мог повлиять на Ван Эша в его работах 1650-х годов [237].
Но такой подход не соотвествует
современным данным. Например, "Речной пейзаж" в Амстердаме (рис.
100), который Ван Эш, видимо, написал в 1650-х годах, напоминает одну из работ
Саломона ван Рейсдаля (Salomon van Ruysdael), датируемую позднее
1635 года [238].
В картинах, датированных до 1650-х годов (иногда позже) Ван Эш
кажется последователем Ван ден Бунделя [239]. В третьей четверти
столетия он, очевидно, получил большое впечатление от художников Амстердама,
таких как Ян Вийнантс (Jan Wijnants) и Ян Хэкерт (Jan Hackaert) [240].
Ван Эш в 1670-х
годах перенял у последнего и у Пинакера (вероятно) подсвеченные деревья. Одна
из его работ повторяет задний план "Гитаристов" Вермеера в Кенвуде,
Лондон [241]. И это хорошо сочетается с положением освещенной
солнцем девушки [242]. Ван Эш применяет несколько стилей и использует
преимущественно одну тему: радость деревенского гулянья в прекрасный день.
О
пасторальном идеале можно говорить в связи с Ван ден Бунделем, Ван Эшем и
Паулюсом Поттером (Paulu Potter, 1625-1654), умершим
молодым. Уроженец Энкхёйзена, он вырос в Амстердаме, где учился у своего отца
Питера.
Видимо, он брал уроки у Якоба де Вета (Jacob de Wet) в Харлеме
приблизительно в 1642 году. Поттер вступил в гильдию Дельфта 6 августа 1646
года, когда он жил в городе или в окрестностях (точно неизвестно).
В его
пейзажах 1647-48 годов есть лужайки и здания, как те, что есть в общественных
местах Дельфта и Гааги [243]. Запись в
одной из книг гильдии, датированной. по
всей вероятности, около 1650 года, гласит, что Поттер вышел из гильдии.
В 1649
году он зарегистрировался в гильдии художников в Гааге и арендовал дом у Ван
Гоена на улице Дунне Биркаде (Dunne Bierkade), фасад которой
выходил на поля, простирающиеся до Рейсвейка и Дельфта [244].
Комментарии
Отправить комментарий