Пост 128. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 43

Поттер женился на соседской девушке Адриане ван Балкенэйнде. Ее отец, Клас Диркс был видным строительным подрядчиком в городе. Он работал для Питера Поста (Pieter Post) и Константина Гюйгенса, и был приглашен новым штадтхальтером Вильямом II обновить Хонселаарсдийк (резиденция штадтхальтеров - Б.Р.). 

Биограф Арнольд Хоубракен записал (1718-1721), что Ван Балкенэйнде познакомил Поттера с богатыми клиентами, и что граф Иоганн Мориц "и другие важные лица" побывали в его студии. 

"Крестьянский двор" или "Писающая корова", была известна при жизни Хоубракена, она написана для вдовы Фредерика Хендрикса, Амалии ван Солмс. "Некто, наушник принцессы" нашептал ей, что картина неприлична [245]. Но что интересно, эта большая солнечная сцена крестьянского двора, кстати, талантливо написанная, была элементом камина в частных покоях принцессы в Старом дворце.

Три года спустя, в 1652 году посланник шведского двора, видевший картину в Амстердаме, писал приближенному королевы Швеции, что "верно, что никогда не видел так тщательно выписанных коров, лошадей, коз, овец, деревьев или овощей, которые бы вызывали  восхищение" [246]

Это замечание напоминает отзыв Гюйгенса о Ван Гоене, Ван де Вельде и других пейзажистах 1620-х годов ("работы этих талантливых людей невероятно реалистичны, разве что за исключением солнечного тепла и движения воздуха"),  и отзыв Филипа Анжела (Philip Angel) о Герарде Доу ("Похвала художнику вывесок" De lof der Schilder-konst, 1642), о его очень точном изображении и жизненности, причем последнее достигается скорее некоторой расплывчатостью мазка, нежели тщательной зарисовкой (247).


Похоже, что успех Роттера у важных клиентов в Гааге был обусловлен его идеализированным видением жизни страны и натуралистическим его отображением, хотя восторги по поводу последнего не ограничивались только средним классом (мнение Карла II приведено выше) [248].  

В то же время нужно быть осторожным в сравнении жанра Поттера с буколиками (пасторальные поэмы), которые процветали в то время [249], , хотя и то, и другое отражало удовольствие горожанина перенестись в сельскую идиллию. В картине 1648 года с голландским сельским двором, обнаруженной в Морицхиюс  (рис. 101), есть то же самое ощущение, которое рождается экипажем на дороге слева на заднем плане.  

Сельская жизнь - это не только кормление свиней в пять утра, но и сытые коровы, уютные домики, неограниченное пространство и потоки света, свежий воздух и свобода сбросить одежду и поплавать в воде. Экипаж запряжен шестеркой лошадей, им управляет ливрейный кучер и впереди бегут грумы. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики