Пост 128. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 43
Поттер женился на соседской девушке Адриане ван Балкенэйнде. Ее
отец, Клас Диркс был видным строительным подрядчиком в городе. Он работал для
Питера Поста (Pieter Post) и Константина
Гюйгенса, и был приглашен новым штадтхальтером Вильямом II обновить
Хонселаарсдийк (резиденция штадтхальтеров - Б.Р.).
Биограф Арнольд Хоубракен
записал (1718-1721), что Ван Балкенэйнде познакомил Поттера с богатыми
клиентами, и что граф Иоганн Мориц "и другие важные лица" побывали в
его студии.
"Крестьянский двор" или "Писающая корова",
была известна при жизни Хоубракена, она написана для вдовы Фредерика Хендрикса,
Амалии ван Солмс. "Некто, наушник принцессы" нашептал ей, что картина
неприлична [245]. Но что интересно, эта большая солнечная сцена
крестьянского двора, кстати, талантливо написанная, была элементом камина в
частных покоях принцессы в Старом дворце.
Три года спустя, в 1652 году посланник шведского двора, видевший
картину в Амстердаме, писал приближенному королевы Швеции, что "верно, что
никогда не видел так тщательно выписанных коров, лошадей, коз, овец, деревьев
или овощей, которые бы вызывали
восхищение" [246].
Это замечание напоминает отзыв Гюйгенса о Ван
Гоене, Ван де Вельде и других пейзажистах 1620-х годов ("работы этих
талантливых людей невероятно реалистичны, разве что за исключением солнечного
тепла и движения воздуха"), и отзыв
Филипа Анжела (Philip Angel) о Герарде Доу
("Похвала художнику вывесок" De lof der Schilder-konst, 1642),
о его очень точном изображении и жизненности, причем последнее достигается скорее
некоторой расплывчатостью мазка, нежели тщательной зарисовкой (247).
Похоже, что успех Роттера у важных клиентов в Гааге был
обусловлен его идеализированным видением жизни страны и натуралистическим его
отображением, хотя восторги по поводу последнего не ограничивались только
средним классом (мнение Карла II приведено выше) [248].
В то же время нужно быть осторожным в
сравнении жанра Поттера с буколиками (пасторальные поэмы), которые процветали в
то время [249], , хотя и то, и другое отражало удовольствие
горожанина перенестись в сельскую идиллию. В картине 1648 года с голландским
сельским двором, обнаруженной в Морицхиюс
(рис. 101), есть то же самое ощущение, которое рождается экипажем на
дороге слева на заднем плане.
Сельская
жизнь - это не только кормление свиней в пять утра, но и сытые коровы, уютные
домики, неограниченное пространство и потоки света, свежий воздух и свобода
сбросить одежду и поплавать в воде. Экипаж запряжен шестеркой лошадей, им
управляет ливрейный кучер и впереди бегут грумы.
Комментарии
Отправить комментарий