Пост 130. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 45

Поттера можно считать катализатором дельфтской школы, которая возникла в начале 1650-х годов (Фабрициус, Де Витте, Де Хоох и Вермеер).  

Это общепринятое понятие восходит к разделу "Визит художника" в классическом труде Макса Эйслера [Max Eisler] "Старый Дельфт" (1923) - о посещении Дельфта Поттером. Не далее как в 1996 году было признано, что его "неожиданная натуралистическая обработка света подсказана опытом и достижениями художников Дельфта середины столетия". 

Это - достаточно высокая оценка для двадцатипятилетнего художника (1630 год), но писатель мудро замечает, что старые дельфтские мастера, включая Ван дер Аста, Брамера, Паламедеша и Ван Вельсена, тоже создавали достойные восторга эффекты света и пространства. "У них было достаточно умения в руках, чтобы зажечь художественную жизнь в городе, но появление Паулюса Поттера в 1646 году стало воспламеняющей искрой" [254].

Стиль Поттера казался этому писателю скорей симптомом, чем причиной. В Соединенных провинциях местные особенности стиля в середине столетия проявлялись намного меньше, чем за десять лет до этого. 

Торговля искусством, перемещения художников, изменение вкусов несли новые идеи из других городов. Коллекционер 1650-х годов был ближе знаком с разнообразием голландского искусства, чем это было известно предыдущим поколениям. Вероятно, это было существенно для пейзажей, натюрмортов и жанровой живописи, где собственные наблюдения, высокое мастерство и оригинальность были намного важнее, чем в портретах и исторических картинах. 

Но даже в этом художники Дельфта и Гааги (к примеру, Паламедеш, Ханнеман и Ян Мийтенс (Palamedesz, Hanneman, and Jan Mijtens) следовали последней моде середины столетия. Другие факторы, такие, как уменьшение поддержки королевским двором, обсуждаются в следующей главе.

Адам Пинакер (Adam Pinacker, 1620-1673) из Схидама регистрировался в Дельфте несколько раз между августом 1649 года и маем 1651 года. Документы обычно связывают его с Адамом Пиком, художником и владельцем постоялого двора, который также занимался и продажей картин [255]

По Хоукбракену, Пинакер три года провел в Италии; Харвуд считает это вполне вероятным и предполагает, что художник путешествовал на юг между 1645 и 1648 годами. Она также сравнивает "Вид порта в Схидаме" работы Пинакера (кат. № 57) с видами Дельфта Фабрициуса  и Де Хоха. Представленные здесь две работы Пинакера (обе датированы началом 1650-х годов) выделяются их упорядоченностью, ярким освещением и использованием контраста света и тени для обозначения зон пространства (см. кат. № 56, 57). 

Подобные особенности обнаруживаются не только у Поттера, но и у Хоукгеста, Фабрициуса, Вермеера и других художников, работавших в Дельфте в начале 1650 годов (сравните кат. №" 18, 39, 69).

Эти ощущения можно проверить на выставке. Что остается скрытым - как Поттер и Пинакер продолжали или изменяли идиллический сельский пейзаж, который так долго был популярен в Гааге. 

Когда Гюйгенс задолго до своих дней в Хофвике хвалил Яна ван Гоена и Исайю ван де Вельде, он на одном дыхании сделал это и в адрес Паулюса Бриля, Корнелиса Поленбурга и Мосеса ван Уйтенброка (Jan van Goyen, Esaias van de Velde, Paulus Bril, Cornelis van
Poelenburgh, Moses van Uyttenbroeck). 

Джордж Кейес (George Keyes) объясняет это очевидное для современных взглядов противоречие: "Пейзажи Исайи, начиная с 1620-х годов, были часто идиллическими по характеру и заметно отличались по типу от пейзажей Ван Гоена в конце 1620-х годов" [257]

Итальянские виды Пинакера варьируют Яна Бота (Jan Both), амстердамского пейзажиста Яна Асселина (Jan Asselijn) и его собственные картины, написанные в Дельфте,  при Бранденбургском  дворе (1654-1655), в Схидаме  и  другие, написанные в Амстердаме в 1661 году.

Как это хорошо известно, некоторые художники, которые работали в Дельфте в 1650-х годах, переместились в Амстердам: Виллем ван Эльст, Поттер, Де Хоох, Де Витте и другие. Перемещение художников, расширение их художественных возможностей, смена покровителей, изменения на рынке картин - усложнение состояния мира искусства в середине столетия - вызывают вопрос: "Дельфтская школа" - дань памяти нескольким художникам, работавшим в Дельфте в 1650-60-х  годах, или это продолжение традиций Дельфта, развившихся в предшествующие пятидесят лет? Естественный ответ: и "да", и "нет".


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики