Пост 130. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 45
Поттера можно считать катализатором
дельфтской школы, которая возникла в начале 1650-х годов (Фабрициус, Де Витте,
Де Хоох и Вермеер).
Это общепринятое
понятие восходит к разделу "Визит художника" в классическом труде
Макса Эйслера [Max Eisler] "Старый
Дельфт" (1923) - о посещении Дельфта Поттером. Не далее как в 1996 году
было признано, что его "неожиданная натуралистическая обработка света
подсказана опытом и достижениями художников Дельфта середины столетия".
Это - достаточно высокая оценка для двадцатипятилетнего художника (1630 год),
но писатель мудро замечает, что старые дельфтские мастера, включая Ван дер
Аста, Брамера, Паламедеша и Ван Вельсена, тоже создавали достойные восторга
эффекты света и пространства. "У них было достаточно умения в руках, чтобы
зажечь художественную жизнь в городе, но появление Паулюса Поттера в 1646 году
стало воспламеняющей искрой" [254].
Стиль Поттера казался этому
писателю скорей симптомом, чем причиной. В Соединенных провинциях местные
особенности стиля в середине столетия проявлялись намного меньше, чем за десять
лет до этого.
Торговля искусством, перемещения художников, изменение вкусов
несли новые идеи из других городов. Коллекционер 1650-х годов был ближе знаком
с разнообразием голландского искусства, чем это было известно предыдущим
поколениям. Вероятно, это было существенно для пейзажей, натюрмортов и жанровой
живописи, где собственные наблюдения, высокое мастерство и оригинальность были
намного важнее, чем в портретах и исторических картинах.
Но даже в этом
художники Дельфта и Гааги (к примеру, Паламедеш, Ханнеман и Ян Мийтенс (Palamedesz, Hanneman, and Jan Mijtens) следовали
последней моде середины столетия. Другие факторы, такие, как уменьшение поддержки
королевским двором, обсуждаются в следующей главе.
Адам Пинакер (Adam Pinacker, 1620-1673)
из Схидама регистрировался в Дельфте несколько раз между августом 1649 года и
маем 1651 года. Документы обычно связывают его с Адамом Пиком, художником и
владельцем постоялого двора, который также занимался и продажей картин [255].
По Хоукбракену,
Пинакер три года провел в Италии; Харвуд считает это вполне вероятным и
предполагает, что художник путешествовал на юг между 1645 и 1648 годами. Она
также сравнивает "Вид порта в Схидаме" работы Пинакера (кат. № 57) с
видами Дельфта Фабрициуса и Де Хоха.
Представленные здесь две работы Пинакера (обе датированы началом 1650-х годов)
выделяются их упорядоченностью, ярким освещением и использованием контраста
света и тени для обозначения зон пространства (см. кат. № 56, 57).
Подобные
особенности обнаруживаются не только у Поттера, но и у Хоукгеста, Фабрициуса,
Вермеера и других художников, работавших в Дельфте в начале 1650 годов
(сравните кат. №" 18, 39, 69).
Эти ощущения можно проверить на
выставке. Что остается скрытым - как Поттер и Пинакер продолжали или изменяли
идиллический сельский пейзаж, который так долго был популярен в Гааге.
Когда
Гюйгенс задолго до своих дней в Хофвике хвалил Яна ван Гоена и Исайю ван де
Вельде, он на одном дыхании сделал это и в адрес Паулюса Бриля, Корнелиса
Поленбурга и Мосеса ван Уйтенброка (Jan
van Goyen, Esaias van de Velde, Paulus Bril, Cornelis van
Poelenburgh,
Moses van Uyttenbroeck).
Джордж Кейес (George Keyes) объясняет это
очевидное для современных взглядов противоречие: "Пейзажи Исайи, начиная с
1620-х годов, были часто идиллическими по характеру и заметно отличались по
типу от пейзажей Ван Гоена в конце 1620-х годов" [257] .
Итальянские виды
Пинакера варьируют Яна Бота (Jan Both),
амстердамского пейзажиста Яна Асселина (Jan
Asselijn) и его собственные картины, написанные
в Дельфте, при Бранденбургском дворе (1654-1655), в Схидаме и
другие, написанные в Амстердаме в 1661 году.
Как это хорошо известно, некоторые
художники, которые работали в Дельфте в 1650-х годах, переместились в
Амстердам: Виллем ван Эльст, Поттер, Де Хоох, Де Витте и другие. Перемещение
художников, расширение их художественных возможностей, смена покровителей,
изменения на рынке картин - усложнение состояния мира искусства в середине
столетия - вызывают вопрос: "Дельфтская школа" - дань памяти
нескольким художникам, работавшим в Дельфте в 1650-60-х годах, или это продолжение традиций Дельфта,
развившихся в предшествующие пятидесят лет? Естественный ответ: и "да",
и "нет".
Комментарии
Отправить комментарий