Пост 114. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 29

«Архитектурные картины» Ван Бассена, Ван Делена и Хендрика ван Стеенвика Младшего встречаются в амстердамских описях имущества, и можно думать, что они были в собраниях нидерландцев любого вкуса и состояния (картины этого вида были довольно дороги) [161]. 

В то же время насыщенность – как спроса, так и  его удовлетворения – дворцовыми видами в Гааге и Дельфте (как пример – панель Ван Бассена на этой выставке, кат. № 7) и в меньшей степени в расцветающем в то время Мидлбурге представляет собой явление не менее значительное, чем само строительство дворцов в Гааге и вокруг нее. 

Этот тип картин, представляющих собой особый вид полотен «высокого жанра», рассматривается ниже, в разделе архитектурной живописи. Любители голландского искусства хорошо знакомы с работами замечательных художников, у которых известно всего несколько картин. 

Один из таких – Якоб ван Вельзен (Jacob van Velsen,1597-1656), который женился на богатой католичке и мог себе позволить рисовать для удовольствия. Неизвестно, был ли он учеником Паламедеша, как это можно было предположить  (см. рис. 83, 88, кат. № 60). 

Паламедеш вступил в гильдию тремя годами ранее, Ван Вельзен – в апреле 1625 года. Его ранние работы датированы с 1631 года, и датировка остается под сомнением. Небольшая картина, изображающая молодого художника (рис. 86), скорее всего – не Ван Вельзена, о котором известно, что в 1617 году ему было 20 лет, напоминает блестящую картину Годде «Молодой ученый» начала 1630-х годов, находящуюся в музее изящных искусств в Лилле [162].

«Музыкальный вечер» (кат. № 60) скорее напоминает Дайстера, чем Коде или даже Якоба Дака (к примеру, в потоке света, минимальной театральности и элементах натюрморта) [163]. Наконец, очень маленькая картина на меди в Лувре (рис. 87), также датированная 1631 годом, усиливает ощущение, что «Музыкальный вечер» с его обозначенными на переднем плане силуэтами фигур отражает влияние художников Утрехта.

Если не обращать внимание на безыскусную анатомию и кукольные тени, четкое изображение и яркий дневной свет картины в Лувре заставляют думать об эффектах, которые можно найти в работах нескольких утрехтских художников: Хендрика тер Брюггена, Яна ван Бийлерта, Иоханнеса Морэлсе и Дака (возможно, и Фабрициуса, кат. № 20). 

Бледозеленые стены и размытые тени драпировки напоминают Тер Брюггена и других жанристов того периода.


Паламедеша можно сравнивать только с «Веселой компанией» Ван Велзена, датированной 1633 годом (рис. 88) [164], и даже в этом случае небогатая обстановка и прямые лучи света (часто из видимого источника слева) Дака, угрюмые лица с потупленным или устремленным в пространство взглядом персонажей Дайстера приводят к очень интересным сравнениям. 

Ван Вельсен более эксцентричен, с неожиданными изменениями цвета, выражения и расположения фигур (как в картинах Дайстера, кажется, что они не связаны между собой). Его мелкие мужчины и женщины кажутся отделенными или помещенными в углы, как на картине (вероятно, 1633-1635 года), изображающей предложение денег и их получение женщиной с коробкой украшений в руках (рис..89).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики