Пост 114. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 29
«Архитектурные картины» Ван Бассена, Ван Делена и Хендрика ван
Стеенвика Младшего встречаются в амстердамских описях имущества, и можно
думать, что они были в собраниях нидерландцев любого вкуса и состояния (картины
этого вида были довольно дороги) [161].
В то же время насыщенность – как
спроса, так и его удовлетворения –
дворцовыми видами в Гааге и Дельфте (как пример – панель Ван Бассена на этой
выставке, кат. № 7) и в меньшей степени в расцветающем в то время Мидлбурге
представляет собой явление не менее значительное, чем само строительство
дворцов в Гааге и вокруг нее.
Этот тип картин, представляющих собой особый вид
полотен «высокого жанра», рассматривается ниже, в разделе архитектурной
живописи. Любители голландского искусства хорошо знакомы с работами
замечательных художников, у которых известно всего несколько картин.
Один из
таких – Якоб ван Вельзен (Jacob
van Velsen,1597-1656), который женился на богатой католичке и
мог себе позволить рисовать для удовольствия. Неизвестно, был ли он учеником
Паламедеша, как это можно было предположить
(см. рис. 83, 88, кат. № 60).
Паламедеш вступил в гильдию тремя годами
ранее, Ван Вельзен – в апреле 1625 года. Его ранние работы датированы с 1631
года, и датировка остается под сомнением. Небольшая картина, изображающая
молодого художника (рис. 86), скорее всего – не Ван Вельзена, о котором
известно, что в 1617 году ему было 20 лет, напоминает блестящую картину Годде
«Молодой ученый» начала 1630-х годов, находящуюся в музее изящных искусств в
Лилле [162].
«Музыкальный вечер» (кат. № 60) скорее напоминает Дайстера, чем
Коде или даже Якоба Дака (к примеру, в потоке света, минимальной театральности
и элементах натюрморта) [163]. Наконец, очень маленькая картина на меди в Лувре
(рис. 87), также датированная 1631 годом, усиливает ощущение, что «Музыкальный
вечер» с его обозначенными на переднем плане силуэтами фигур отражает влияние
художников Утрехта.
Если не обращать внимание на безыскусную анатомию и кукольные
тени, четкое изображение и яркий дневной свет картины в Лувре заставляют думать
об эффектах, которые можно найти в работах нескольких утрехтских художников:
Хендрика тер Брюггена, Яна ван Бийлерта, Иоханнеса Морэлсе и Дака (возможно, и
Фабрициуса, кат. № 20).
Бледозеленые стены и размытые тени драпировки
напоминают Тер Брюггена и других жанристов того периода.
Паламедеша можно сравнивать только с «Веселой компанией» Ван Велзена,
датированной 1633 годом (рис. 88) [164], и даже в этом случае небогатая
обстановка и прямые лучи света (часто из видимого источника слева) Дака,
угрюмые лица с потупленным или устремленным в пространство взглядом персонажей
Дайстера приводят к очень интересным сравнениям.
Ван Вельсен более
эксцентричен, с неожиданными изменениями цвета, выражения и расположения фигур
(как в картинах Дайстера, кажется, что они не связаны между собой). Его мелкие
мужчины и женщины кажутся отделенными или помещенными в углы, как на картине
(вероятно, 1633-1635 года), изображающей предложение денег и их получение
женщиной с коробкой украшений в руках (рис..89).
Комментарии
Отправить комментарий