Пост 110. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 25

Большинство сегодняшних зрителей при знакомстве с некоторыми мелодраматическими картинами Брамера могут задаться вопросом, почему было так много суеты вокруг них в семнадцатом столетии. Естественно, его подход к исторической тематике был свежее, но его репутация многогранного художника должна была приносить доход, он был из тех, кто по-новому рассматривал знакомые предметы, изображал другие, на которые мало кто обращал внимание, и бесконечно предлагал новые неожиданные композиции. 
Может быть, поэтому Де Би (De Bie, 1661) говорит о Брамере как о гравере, не упоминая других достойных художников – Яна де Гоена и Хермана Сафтлевена (Herman Saftleven), не обсуждает их  творчество в той же книге [135]. 
Надо думать, что в произведениях Брамера на шифере, меди или холсте удивляет не стиль, а количество работ. Среди маленьких работ Брамера можно упомянуть гравюры с картин Рембрандта или этюдов Рубенса, или рисунков Леонардо (да Винчи): они казались частью чего- то большого, каплей из бурного потока. Надпись под мейссенским портретом Брамера (1649) говорит не только о том, что он работал для итальянских и голландских королевских особ, но и о том, что «он выполнял большие и маленькие работы», или иначе говоря, возможности художника на зависели от размера работ. (Напомню, что Эвелин в 1641 году восхищался потолком Ван Коувенберга, «из чьих рук я купил превосходную вещь» [136]. 
Нет никаких сомнений в том, что Брамер в Голландии писал фрески (спустя 25 лет после путешествия по Италии) [137], и в то же время – метры живописных полотен и картонов для гобеленов, одновременно делая рисунки и небольшие картины разных жанров для коллекционеров.
Некоторые композиции и приемы в его картинах привнесли во вкусы современников нечто странное и страшное, как, например, адские сцены Яна Брейгеля Старшего и его последователей, освещенные факелами замки и пещеры Хендрика ван Стенвика Младшего, сцены со св. Антонием с различными уродами Корнелиса Сафтлевена [138]. 
Причудливые зигзаги воображения Брамера были сохранены гаагским гравером Де Гейеном [139]. Эти художники в своей работе учитывали вкусы коллекционеров. Жуткие сцены при факельном освещении (как в «Обнаружение тел Пирами и Фисбы» в Лувре) [140], предметы, для распознания которых требуется время (как даже в «Поклонении» Брамера), экзотические одеяния, странная обстановка – этот мир мрака предназначался знатокам [141].
Наиболее впечатляющие доказательства изобретательности Брамера найдены в нескольких папках его рисунков, которые, как это очевидно, были не подготовительным материалом, а законченными произведениями (см. кат. №№ 106, 107, 110, 111). Известны пять серий с ветхозаветными персонажами, по меньшей мере четырнадцать серий с новозаветными персонажами, шесть серий с классической тематикой (Тит Ливий, Вергилий, Овидий и другие), четыре серии персонажей современной литературы и масса других серий [142]. Надо полагать, что комплект сделанных Брамером в 1650-х годах 140 листов иллюстраций к «Энеиде» «предназначался зрителям, которые уже читали Вергилия в вольном прозаическом переводе Лонделя» и которые уже были способны «насладиться необычайной изобретательностью художника и его экстравагантной манерой» изложения мифов [143].

Мало известно о первых собственниках рисунков Брамера.  Один комплект из семидесяти двух рисунков, выполненных пером и чернилами, «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (государственное собрание графики, Мюнхен), был приобретен богатым торговцем и художником Абрахамом де Гуугом с титульным листом, на которм было написано: «L. Bramer fecit 1646/ voor A. D. Cooge» [144]. 
Два комплекта: «Метаморфозы» Овидия и «Тиль Уленшпигель» - были куплены вдовой Каспара Нетшера в 1694 году, а «Жизнь Христа», датированная 1666 годом, перечислена в продажах Дирка ван Берестайна (1695). «Жизнь Александра Великого», «История Рима» Тита Ливия и «Энеида» Вергилия – 48, 50 и 140 листов соответственно – были проданы в 1691 году лейденским ученым Снеллониусом [145]. 
Провенанс брамеровской серии «Заботливый пастух» (около 1645 года) неизвестен, но эта пасторальная драма была популярна при дворе Фридриха Генриха, для которого Ван Дейк и бригада голландских художников (Бломерт, Ван Поленбург, Дирк ван дер Лисс и другие) посылали картины со сценами из пьесы Гуарини (речь идет о пьесе «Заботливый пастух») [146]. 
Шестьдесят пять рисунков с уличными сценами (около 1659 года), на которых изображены ремесленники, известны из печатных источников [147].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох , Воспитание детей