Пост 110. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 25
Большинство сегодняшних зрителей при
знакомстве с некоторыми мелодраматическими картинами Брамера могут задаться
вопросом, почему было так много суеты вокруг них в семнадцатом столетии.
Естественно, его подход к исторической тематике был свежее, но его репутация
многогранного художника должна была приносить доход, он был из тех, кто
по-новому рассматривал знакомые предметы, изображал другие, на которые мало кто
обращал внимание, и бесконечно предлагал новые неожиданные композиции.
Может быть, поэтому Де Би (De Bie, 1661) говорит о Брамере
как о гравере, не упоминая других достойных художников – Яна де Гоена и Хермана
Сафтлевена (Herman Saftleven),
не обсуждает их творчество в той же
книге [135].
Надо думать, что в произведениях Брамера на шифере, меди или
холсте удивляет не стиль, а количество работ. Среди маленьких работ Брамера
можно упомянуть гравюры с картин Рембрандта или этюдов Рубенса, или рисунков
Леонардо (да Винчи): они казались частью чего- то большого, каплей из бурного
потока. Надпись под мейссенским портретом Брамера (1649) говорит не только о
том, что он работал для итальянских и голландских королевских особ, но и о
том, что «он выполнял большие и маленькие работы», или иначе говоря,
возможности художника на зависели от размера работ. (Напомню, что Эвелин в 1641
году восхищался потолком Ван Коувенберга, «из чьих рук я купил превосходную
вещь» [136].
Нет никаких сомнений в том, что Брамер в Голландии писал фрески
(спустя 25 лет после путешествия по Италии) [137], и в то же время – метры
живописных полотен и картонов для гобеленов, одновременно делая рисунки и небольшие
картины разных жанров для коллекционеров.
Некоторые композиции и приемы в его
картинах привнесли во вкусы современников нечто странное и страшное, как,
например, адские сцены Яна Брейгеля Старшего и его последователей, освещенные
факелами замки и пещеры Хендрика ван Стенвика Младшего, сцены со св. Антонием с
различными уродами Корнелиса Сафтлевена [138].
Причудливые зигзаги воображения
Брамера были сохранены гаагским гравером Де Гейеном [139]. Эти художники в
своей работе учитывали вкусы коллекционеров. Жуткие сцены при факельном
освещении (как в «Обнаружение тел Пирами и Фисбы» в Лувре) [140], предметы, для
распознания которых требуется время (как даже в «Поклонении» Брамера),
экзотические одеяния, странная обстановка – этот мир мрака предназначался
знатокам [141].
Наиболее впечатляющие доказательства
изобретательности Брамера найдены в нескольких папках его рисунков, которые,
как это очевидно, были не подготовительным материалом, а законченными
произведениями (см. кат. №№ 106, 107, 110, 111). Известны пять серий с
ветхозаветными персонажами, по меньшей мере четырнадцать серий с новозаветными
персонажами, шесть серий с классической тематикой (Тит Ливий, Вергилий, Овидий
и другие), четыре серии персонажей современной литературы и масса других серий [142].
Надо полагать, что комплект сделанных Брамером в 1650-х годах 140 листов
иллюстраций к «Энеиде» «предназначался зрителям, которые уже читали Вергилия в
вольном прозаическом переводе Лонделя» и которые уже были способны «насладиться
необычайной изобретательностью художника и его экстравагантной манерой»
изложения мифов [143].
Мало известно о первых собственниках
рисунков Брамера. Один комплект из
семидесяти двух рисунков, выполненных пером и чернилами, «Жизнь Ласарильо с
Тормеса» (государственное собрание графики, Мюнхен), был приобретен богатым
торговцем и художником Абрахамом де Гуугом с титульным листом, на которм было
написано: «L. Bramer fecit 1646/ voor A. D. Cooge» [144].
Два комплекта:
«Метаморфозы» Овидия и «Тиль Уленшпигель» - были куплены вдовой Каспара Нетшера
в 1694 году, а «Жизнь Христа», датированная 1666 годом, перечислена в продажах
Дирка ван Берестайна (1695). «Жизнь Александра Великого», «История Рима» Тита
Ливия и «Энеида» Вергилия – 48, 50 и 140 листов соответственно – были проданы в
1691 году лейденским ученым Снеллониусом [145].
Провенанс брамеровской серии
«Заботливый пастух» (около 1645 года) неизвестен, но эта пасторальная драма
была популярна при дворе Фридриха Генриха, для которого Ван Дейк и бригада
голландских художников (Бломерт, Ван Поленбург, Дирк ван дер Лисс и другие)
посылали картины со сценами из пьесы Гуарини (речь идет о пьесе «Заботливый
пастух») [146].
Шестьдесят пять рисунков с уличными сценами (около 1659 года),
на которых изображены ремесленники, известны из печатных источников [147].
Комментарии
Отправить комментарий