Пост 111. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 26
Жанровая
живопись
При рассмотрении творчества упомянутых
выше художников практически невозможно было избежать упоминания о жанровой
живописи.
Когда Эвелин упомянул «Похищение Ганимеда» и тут же – шутку Ван
Коувенберга, он ни капли не сомневался в определении вида (живописи- Б.Р.). Так
же и мы, учитывая, что исторические и жанровые сцены восходят к тому же стилю,
рожденному в Утрехте, и часто неразличимы по сути (легкомысленная подавальщица
в кат. № 15 превращается в Помону).
Аналогично, в его «Философе и учениках»
1626 года (рис. 56) Ван Влиет использует композицию, которая повторилась в
картинах «Ужин в Эммаусе» и «Призвание апостола Матфея» (Питера Ветваела, Крина
Вольмарина, самого Ван Влиета и других) [148] . Не будет сюрпризом, если в
описях того времени обнаружатся маститые учителя Ван Влиета (как на рис. 60),
изображенные в виде мудрецов древности [149].
Такая смесь предметов и стиля исходит (в
большей части) из факта, что изображение фигур – вне связи с жанром или
историей как таковыми – было специальностью голландского художника (обычно он
отлично писал портреты), и что обе стороны их представления были оценены и с
назидательной стороны. Даже Ханс Иорданс с своей трактирной картине (рис. 81)
является примером последнего, но традиция юмора расширяется от Питера Брейгеля
Старшего до Яна Стена [150].
Как отмечалось выше, появление в Дельфте
этих и других картин с фигурами зависело, в основном, от прецедентов в
Антверпене и Утрехте. То же можно сказать о кухонных сценах, написанных
дельфтскими художниками Питером Корнелисом ван Рийком, Корнелисом Джекобсом
Дельффом, Виллемом ван Одекеркеном и (по Ван Мандеру) молодым Михиелем ван
Миервельдом [151], который нахваливал переполненные кладовые Питера Аэрстена,
его антверпенского ученика Иоахима Бекелаера (1533-1573), их фламандских последователей
Франса Снайдерса (1579-1637) и Адриана ван Утрехта (1599-1652), и утрехтского
художника Иоахима Ватеваеля (Joachim Wtewael, 1566-1638) с
сыном Петером (1596-1660), в картинах которых фигуры играют значительную, если
не сказать – главенствующую роль (см. рис. 82).
Многие из «дельфтских» кухонных
натюрмортов (как о них часто пишут) на самом деле могли быть написаны в любом другом месте, и в любом
случае нельзя считать их особенностью местной школы.
Комментарии
Отправить комментарий