Пост 111. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 26

Жанровая живопись
При рассмотрении творчества упомянутых выше художников практически невозможно было избежать упоминания о жанровой живописи. 
Когда Эвелин упомянул «Похищение Ганимеда» и тут же – шутку Ван Коувенберга, он ни капли не сомневался в определении вида (живописи- Б.Р.). Так же и мы, учитывая, что исторические и жанровые сцены восходят к тому же стилю, рожденному в Утрехте, и часто неразличимы по сути (легкомысленная подавальщица в кат. № 15 превращается в Помону). 
Аналогично, в его «Философе и учениках» 1626 года (рис. 56) Ван Влиет использует композицию, которая повторилась в картинах «Ужин в Эммаусе» и «Призвание апостола Матфея» (Питера Ветваела, Крина Вольмарина, самого Ван Влиета и других) [148] . Не будет сюрпризом, если в описях того времени обнаружатся маститые учителя Ван Влиета (как на рис. 60), изображенные в виде мудрецов древности [149].
Такая смесь предметов и стиля исходит (в большей части) из факта, что изображение фигур – вне связи с жанром или историей как таковыми – было специальностью голландского художника (обычно он отлично писал портреты), и что обе стороны их представления были оценены и с назидательной стороны. Даже Ханс Иорданс с своей трактирной картине (рис. 81) является примером последнего, но традиция юмора расширяется от Питера Брейгеля Старшего до Яна Стена [150].

Как отмечалось выше, появление в Дельфте этих и других картин с фигурами зависело, в основном, от прецедентов в Антверпене и Утрехте. То же можно сказать о кухонных сценах, написанных дельфтскими художниками Питером Корнелисом ван Рийком, Корнелисом Джекобсом Дельффом, Виллемом ван Одекеркеном и (по Ван Мандеру) молодым Михиелем ван Миервельдом [151], который нахваливал переполненные кладовые Питера Аэрстена, его антверпенского ученика Иоахима Бекелаера (1533-1573), их фламандских последователей Франса Снайдерса (1579-1637) и Адриана ван Утрехта (1599-1652), и утрехтского художника  Иоахима Ватеваеля (Joachim Wtewael, 1566-1638) с сыном Петером (1596-1660), в картинах которых фигуры играют значительную, если не сказать – главенствующую роль (см. рис. 82). 
Многие из «дельфтских» кухонных натюрмортов (как о них часто пишут) на самом деле могли быть  написаны в любом другом месте, и в любом случае нельзя считать их особенностью местной школы. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики