Пост 111. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 26

Жанровая живопись
При рассмотрении творчества упомянутых выше художников практически невозможно было избежать упоминания о жанровой живописи. 
Когда Эвелин упомянул «Похищение Ганимеда» и тут же – шутку Ван Коувенберга, он ни капли не сомневался в определении вида (живописи- Б.Р.). Так же и мы, учитывая, что исторические и жанровые сцены восходят к тому же стилю, рожденному в Утрехте, и часто неразличимы по сути (легкомысленная подавальщица в кат. № 15 превращается в Помону). 
Аналогично, в его «Философе и учениках» 1626 года (рис. 56) Ван Влиет использует композицию, которая повторилась в картинах «Ужин в Эммаусе» и «Призвание апостола Матфея» (Питера Ветваела, Крина Вольмарина, самого Ван Влиета и других) [148] . Не будет сюрпризом, если в описях того времени обнаружатся маститые учителя Ван Влиета (как на рис. 60), изображенные в виде мудрецов древности [149].
Такая смесь предметов и стиля исходит (в большей части) из факта, что изображение фигур – вне связи с жанром или историей как таковыми – было специальностью голландского художника (обычно он отлично писал портреты), и что обе стороны их представления были оценены и с назидательной стороны. Даже Ханс Иорданс с своей трактирной картине (рис. 81) является примером последнего, но традиция юмора расширяется от Питера Брейгеля Старшего до Яна Стена [150].

Как отмечалось выше, появление в Дельфте этих и других картин с фигурами зависело, в основном, от прецедентов в Антверпене и Утрехте. То же можно сказать о кухонных сценах, написанных дельфтскими художниками Питером Корнелисом ван Рийком, Корнелисом Джекобсом Дельффом, Виллемом ван Одекеркеном и (по Ван Мандеру) молодым Михиелем ван Миервельдом [151], который нахваливал переполненные кладовые Питера Аэрстена, его антверпенского ученика Иоахима Бекелаера (1533-1573), их фламандских последователей Франса Снайдерса (1579-1637) и Адриана ван Утрехта (1599-1652), и утрехтского художника  Иоахима Ватеваеля (Joachim Wtewael, 1566-1638) с сыном Петером (1596-1660), в картинах которых фигуры играют значительную, если не сказать – главенствующую роль (см. рис. 82). 
Многие из «дельфтских» кухонных натюрмортов (как о них часто пишут) на самом деле могли быть  написаны в любом другом месте, и в любом случае нельзя считать их особенностью местной школы. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"