Пост 112. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 27

Антоний Паламедеш упоминался как один из наиболее способных в портретной живописи учеников Ван Миервельда (см. рис. 51, 52). Тем не менее, если мы посмотрим на его хорошо известные жанровые сцены 1630-х годов (например, рис. 83, кат. №№ 47, 48), он покажется больше художником из Харлема, чем из Дельфта. 

Был период в литературе о голландской жанровой живописи, когда для объяснения такого положения надо было бы отправить Паламедеша на север, так как его ранние датированные «веселые компании» (1632-1634) очень сильно напоминали картины, написанные в Амстердаме – Питером Кодде (Pieter Codde , 1599-1678) или Виллемом Дайстером (Willem Duyster, 1598/1599-1635), в Харлеме – Дирком Хальсом (Dirck Hals? 1591-1656), Яном Минсе Моленаром (Jan Miense Molenaer, 1610-1668) и другими, в том числе дельфтским гостем  Хендриком Потом (Hendrick Pot, 1583-1657) [152]. 

Но у нас нет надобности в таком экскурсе, поскольку жанровые картины, написанные в стиле Паламедеша, были широко известны. Его стилистические заимствования были настолько неспецифичны, что его картины одновременно напоминали Ван Ковенберга и утрехтских караваджистов с одной стороны, а с другой – Морельсе и Ван Миервельда. 

Более того, среди художников, которые изображали подобные «компании» и «беседы» в 1620-х и 1630-х годов, были не только уже упомянутые, но и Виллем Байтевех (Willem Buytewech, 1591/92 – 1624), который работал в своем родном Роттердаме спустя пять лет после Харлема (1612-1617); Эсиас ван де Вельде (Esaias van de Velde, 1590-1630), которые поселился в Гааге после восьми лет жизни в Харлеме (1610-1618); Адриан ван де Венне из Гааги (Adriaen van de Venne); Якоб Дак (Jacob Duck, 1600-1667) из Утрехта и еще несколько других [153]. Основные темы этих картин – современные манеры и моды, что поощрялось всеобщим интересом ко всему новому в этой области.
Видимо, Паламедеш был хорошо знаком с некоторыми роскошными вещами. Его отец Паламедеш Стевенс был резчиком камей и работал в Лондоне на короля Джеймса I, его заработок был намного выше, чем у среднего художника в Дельфте [154]. 
Видимо, до 1647 года – даты появления его ранних казарменных сценок (см. рис. 249) [155] – обычными для картин Паламедеша были либо реальные, либо воображаемые субъекты светского общества (сравните рис. 51, 84). 
Естественно, в Голландии была конкуренция среди художников, которые писали подобные картины, и несколькими процветающими художниками, писавшими бедную жизнь. Тем не менее, странно, что дельфтская школа придерживалась версии «заблуждения Брейгеля», по которой художник чем-то напоминает своих персонажей. 
Не только Паламедеш, но и его последователи Якоб ван Вельсен (кат. № 60), Ван Бассен (кат. №7), Хоукгест (см. ниже) и – судя по его десятилетнему путешествию заграницу – Корнелис де Ман (кат. №№ 4-1, 4-2) были богатыми или, по крайней мере, зажиточными.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"