Пост 112. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 27
Антоний Паламедеш упоминался как
один из наиболее способных в портретной живописи учеников Ван Миервельда (см.
рис. 51, 52). Тем не менее, если мы посмотрим на его хорошо известные жанровые
сцены 1630-х годов (например, рис. 83, кат. №№ 47, 48), он покажется больше
художником из Харлема, чем из Дельфта.
Был период в литературе о голландской
жанровой живописи, когда для объяснения такого положения надо было бы отправить
Паламедеша на север, так как его ранние датированные «веселые компании»
(1632-1634) очень сильно напоминали картины, написанные в Амстердаме – Питером
Кодде (Pieter Codde , 1599-1678)
или Виллемом Дайстером (Willem Duyster,
1598/1599-1635), в Харлеме – Дирком Хальсом (Dirck Hals? 1591-1656), Яном Минсе
Моленаром (Jan Miense
Molenaer, 1610-1668) и другими, в том числе
дельфтским гостем Хендриком Потом (Hendrick Pot, 1583-1657) [152].
Но у нас нет надобности в таком экскурсе, поскольку жанровые картины,
написанные в стиле Паламедеша, были широко известны. Его стилистические
заимствования были настолько неспецифичны, что его картины одновременно
напоминали Ван Ковенберга и утрехтских караваджистов с одной стороны, а с
другой – Морельсе и Ван Миервельда.
Более того, среди художников, которые
изображали подобные «компании» и «беседы» в 1620-х и 1630-х годов, были не
только уже упомянутые, но и Виллем Байтевех (Willem Buytewech, 1591/92 – 1624), который
работал в своем родном Роттердаме спустя пять лет после Харлема (1612-1617);
Эсиас ван де Вельде (Esaias van
de Velde, 1590-1630), которые поселился в Гааге
после восьми лет жизни в Харлеме (1610-1618); Адриан ван де Венне из Гааги (Adriaen van de Venne);
Якоб Дак (Jacob Duck,
1600-1667) из Утрехта и еще несколько других [153]. Основные темы этих картин –
современные манеры и моды, что поощрялось всеобщим интересом ко всему новому в
этой области.
Видимо, Паламедеш был хорошо знаком с
некоторыми роскошными вещами. Его отец Паламедеш Стевенс был резчиком камей и
работал в Лондоне на короля Джеймса I, его заработок был намного выше, чем у
среднего художника в Дельфте [154].
Видимо, до 1647 года – даты появления его
ранних казарменных сценок (см. рис. 249) [155] – обычными для картин Паламедеша
были либо реальные, либо воображаемые субъекты светского общества (сравните
рис. 51, 84).
Естественно, в Голландии была конкуренция среди художников,
которые писали подобные картины, и несколькими процветающими художниками,
писавшими бедную жизнь. Тем не менее, странно, что дельфтская школа
придерживалась версии «заблуждения Брейгеля», по которой художник чем-то
напоминает своих персонажей.
Не только Паламедеш, но и его последователи Якоб
ван Вельсен (кат. № 60), Ван Бассен (кат. №7), Хоукгест (см. ниже) и – судя по
его десятилетнему путешествию заграницу – Корнелис де Ман (кат. №№ 4-1, 4-2)
были богатыми или, по крайней мере, зажиточными.
Комментарии
Отправить комментарий