Пост 112. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 27

Антоний Паламедеш упоминался как один из наиболее способных в портретной живописи учеников Ван Миервельда (см. рис. 51, 52). Тем не менее, если мы посмотрим на его хорошо известные жанровые сцены 1630-х годов (например, рис. 83, кат. №№ 47, 48), он покажется больше художником из Харлема, чем из Дельфта. 

Был период в литературе о голландской жанровой живописи, когда для объяснения такого положения надо было бы отправить Паламедеша на север, так как его ранние датированные «веселые компании» (1632-1634) очень сильно напоминали картины, написанные в Амстердаме – Питером Кодде (Pieter Codde , 1599-1678) или Виллемом Дайстером (Willem Duyster, 1598/1599-1635), в Харлеме – Дирком Хальсом (Dirck Hals? 1591-1656), Яном Минсе Моленаром (Jan Miense Molenaer, 1610-1668) и другими, в том числе дельфтским гостем  Хендриком Потом (Hendrick Pot, 1583-1657) [152]. 

Но у нас нет надобности в таком экскурсе, поскольку жанровые картины, написанные в стиле Паламедеша, были широко известны. Его стилистические заимствования были настолько неспецифичны, что его картины одновременно напоминали Ван Ковенберга и утрехтских караваджистов с одной стороны, а с другой – Морельсе и Ван Миервельда. 

Более того, среди художников, которые изображали подобные «компании» и «беседы» в 1620-х и 1630-х годов, были не только уже упомянутые, но и Виллем Байтевех (Willem Buytewech, 1591/92 – 1624), который работал в своем родном Роттердаме спустя пять лет после Харлема (1612-1617); Эсиас ван де Вельде (Esaias van de Velde, 1590-1630), которые поселился в Гааге после восьми лет жизни в Харлеме (1610-1618); Адриан ван де Венне из Гааги (Adriaen van de Venne); Якоб Дак (Jacob Duck, 1600-1667) из Утрехта и еще несколько других [153]. Основные темы этих картин – современные манеры и моды, что поощрялось всеобщим интересом ко всему новому в этой области.
Видимо, Паламедеш был хорошо знаком с некоторыми роскошными вещами. Его отец Паламедеш Стевенс был резчиком камей и работал в Лондоне на короля Джеймса I, его заработок был намного выше, чем у среднего художника в Дельфте [154]. 
Видимо, до 1647 года – даты появления его ранних казарменных сценок (см. рис. 249) [155] – обычными для картин Паламедеша были либо реальные, либо воображаемые субъекты светского общества (сравните рис. 51, 84). 
Естественно, в Голландии была конкуренция среди художников, которые писали подобные картины, и несколькими процветающими художниками, писавшими бедную жизнь. Тем не менее, странно, что дельфтская школа придерживалась версии «заблуждения Брейгеля», по которой художник чем-то напоминает своих персонажей. 
Не только Паламедеш, но и его последователи Якоб ван Вельсен (кат. № 60), Ван Бассен (кат. №7), Хоукгест (см. ниже) и – судя по его десятилетнему путешествию заграницу – Корнелис де Ман (кат. №№ 4-1, 4-2) были богатыми или, по крайней мере, зажиточными.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики