Пост 113. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 28
В контексте дельфтской школы в целом
жанр картин Паламедеша кажется важным по двум критериям того времени.
Во-первых, цветовая гамма и хорошо проработанные световые эффекты напоминают
Питера Кодде и, в отличие от стилей Бейтевеха (который умер в 1624 году) и Ван
де Вельде (он умер в 1630 году), были популярны в 1630-х годах. Если бы
Паламедеш жил в Харлеме, его натурализм мог бы считаться типичным для этой
школы.
Во-вторых, его исполнение интерьера
отличается тщательнее выверенной
композицией, чем в амстердамских или харлемских картинах, и это приближает его
к причудливым интерьерам Ван Бассена (кат.№ 7), Хоукгеста (рис. 92) и особенно
Дирка ван Делена (1605-1671, рис. 85), который в основном работал в Мидлбурге,
но его хорошо знали в Харлеме, Дельфте и Гааге (рис. 93).
Эта связь хорошо
видна в нескольких картинах Паламедеша, которые не очень широко известны и в
которых (как в его семейном портрете в Антверпене, рис. 51) используются пятна
плиток пола, а также боковые стенки и мебель для обозначение трехмерного
пространства.
Несомненно, использование линейной перспективы служит
подчеркиванию недостаточности глубины, которая достигается художником в группах
персонажей, появляющихся на полотне, как бы нарисованных на выдвигающихся
справа или слева экранах.
В его наиболее успешных композициях, как
например, «Компания обедает и музицирует» в Mauritshius
(кат. №47), Паламедеш достигает впечатляющего сочетания пространства и света:
интерьер и четко очерчен, и кажется чуть фантастическим.
Его стиль можно
охарактеризовать как синтез, с одной стороны, «южно-голландского типа»
интерьера в жанровых сценах, корни которого уходят в Антверпен (гравюры Ханса и Пауля Вредемана де Врие), и
одновременно в домашних сценах современных антверпенских художников, таких как
Гонзалес Кокус (Gonzales Coques,
рис.
152); и с другой стороны, типа жанровых полотен их Харлема и Амстердама, где
художники больше сосредотачивались на фигурах и точном воспроизведении
естественных эффектов [156].
Но как и во всех исторических обзорах, это слишком
схематический подход к работе художника. Паламедеш не отличился каким-то
прорывом, большим, чем Дирк Хальс (который в конце 1620-х годов работал вместе
с Ван Деленом) или любой другой художник интерьеров, работавший в 1630-1640-х
годах. Его работы скорее служат одним из примеров общих изменений, которые
должны были произойти в любом случае, особенно в модном жанре.
Художественные
приемы, появившиеся здесь или там, становятся общепринятыми благодаря торговле
предметами искусства и художникам, которые распространяли новые идеи или просто
обращали на них внимание.
Дирк Хальс и другие харлемские художники знали Ван
Делена [157]; Эсайяса ван де Вельде, воспитанник Харлема, писал фигуры для Ван
Бассена в Гааге (их совместная работа не раз упоминается в описях Дельфта) [158];
Паламедеш в Дельфте писал фигуры для Ван Делена и, возможно, для Ван Бассена [159];
молодой роттердамец Людольф де Жонг, близкий друг Де Хоха в 1650-е годы,
двадцатью годами ранее учился вместе с Паламедешем.
Таким образом, простые вопросы
о том, что и когда происходило в студиях
Де Хоха, Вермеера и их предполагаемых предшественников, освещаются меньше, чем
распространенные приемы живописи, направления в тематике и стиле, которые отражают
местный вкус и (в некоторой степени) ценность.
Пожалуй, наиболее важная точка
поворота к живописи «высокого жанра» (то есть сцен из жизни среднего класса и
высшего общества), как практиковалось в
Дельфте между приблизительно 1620-1650 годами, - изображение в некоторых
картинах очень высокого стиля жизни (рис. 83, 84, кат. №№ 47, 48).
Картины "низкого
жанра», за исключением конных баталий
(см кат №. 49),
по всей видимости, мало кого
интересовали до конца 1640-х
годов [160].
Комментарии
Отправить комментарий