Пост 101. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 16

Отдельные факты вряд ли позволяют сделать вывод о том, что в 1627 году Ван Влие находился в кругу так нвзываемых голландских классиков [76]; тем не менее, большинство подобных работ Ван Хонтхорста (рис. 58) и некоторых других художников, таких как Питер де Греббер (Pieter de Grebber) и молодой  коллега Ван Влие по Дельфу Ван Ковенберг (см. рис. 59), в 1620-х годах показывают уход от театрализованных картин в стиле Караваджо к более величественным, с выраженным замыслом, в котором ясное построение и высвечивание отдельных частей картины служат созданию впечатления от сложного произведения. 

Это не сюрприз, если учесть дельфтскую поддержку приверженцев римского и классического стиля, таких как Ван Хеемскерк (Van Heemskerk),  Ван Скорел (Van  Scorel), Ван Тетроде (Van Tetrode) и Ганс Иорданс (Hans Jordaens).

Небольшая часть исторической основы из «Аллегории» Ван Влие, написанной в классическом стиле, была использована гаагским другом Константина Гюйгенса – Жаком де Гейном младшим. 

Последние несколько известных многофигурных полотен начала 1600-х годов, например, «Венера и Амур» - около 1605 года, которая (вероятно) была куплена принцем Морицем (Rijksmuseum, Амстердам); «Юлий Цезарь на коне, диктующий приказ» - около 1609 года (неудачное обращение к римской истории находится в Хэм-хаусе, Ричмонд); «Нептун, Амфитрита и Купидон» около 1605-10 годов (Wallraf-Richartz-Museum, Кельн); алтарные росписи 1611 и 1618 годов (позднее для Дидерика ван Шадена – графа-католика из Гааги) – дают возможность отчетливо увидеть отличие от работ Иорданса, Ван Влие и Ван Ковенберга (особенно последнее полотно из Нанта, рис. 59) [77]. 
Очевидно, Де Гейен использовал одного из натурщиков, чтобы написать учителя и учеников, и эта работа приписывалась Ван Влие (рис. 60); две работы Де Гейена – обе подписаны и датированы 1620 годом – (одна находится в городской художественной галерее Манчестера, местонахождение другой неизвестно) изображают бородатых учителей в профиль, а учеников – одного или двоих – в фас. 
Ван Влие изменил одежду на «вневременную» и написал подлокотник кресла в античной манере. Его опыт портретиста ярко проявляется в мимике. Но как и Де Гейен, он написал типичные фигуры, не портреты, а суть картин осталась той же. 
Обе картины и панель Ван Влие доносят до зрителя цитату из Менандра: «Цель хорошего образвания – добродетель» [78]. Другой взгляд на обучение представлен Ван Влие (по-видимому, по просьбе мецената) в «Аллегории» (кат. № 85).
Как бы то ни было, тяжеловесный стиль религиозных картин Ван Ковенберга из Нанта (рис. 59) резко отличается от полных юмора ранних полотен Хонтхорста. Его веселые пьянчужки, музыканты, любовники в картинах 1626-1628 годов машут руками, раскачиваются и предстают перед зрителем как персонажи немого кино. 
Ван Хонтхорст делает акцент на улыбках, в которых видны все зубы, на декольте и на яркость цветов. Тем не менее, некоторые картины Ван Ковенбурга, изображающие сцены  с дневным освещением и датированные позднее 1626 года (рис. 279), вероятно, были сделаны с натуры, хотя позы и потоки света остались общепринятыми.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики