Пост 101. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 16
Отдельные факты вряд ли позволяют
сделать вывод о том, что в 1627 году Ван Влие находился в кругу так нвзываемых
голландских классиков [76]; тем не менее, большинство подобных работ Ван
Хонтхорста (рис. 58) и некоторых других художников, таких как Питер де Греббер (Pieter de Grebber)
и молодой коллега Ван Влие по Дельфу Ван
Ковенберг (см. рис. 59), в 1620-х годах показывают уход от театрализованных
картин в стиле Караваджо к более величественным, с выраженным замыслом, в
котором ясное построение и высвечивание отдельных частей картины служат
созданию впечатления от сложного произведения.
Это не сюрприз, если учесть
дельфтскую поддержку приверженцев римского и классического стиля, таких как Ван
Хеемскерк (Van
Heemskerk), Ван Скорел (Van Scorel), Ван Тетроде (Van Tetrode) и Ганс Иорданс (Hans Jordaens).
Небольшая часть исторической основы
из «Аллегории» Ван Влие, написанной в классическом стиле, была использована
гаагским другом Константина Гюйгенса – Жаком де Гейном младшим.
Последние
несколько известных многофигурных полотен начала 1600-х годов, например,
«Венера и Амур» - около 1605 года, которая (вероятно) была куплена принцем
Морицем (Rijksmuseum,
Амстердам); «Юлий Цезарь на коне, диктующий приказ» - около 1609 года
(неудачное обращение к римской истории находится в Хэм-хаусе, Ричмонд);
«Нептун, Амфитрита и Купидон» около 1605-10 годов (Wallraf-Richartz-Museum, Кельн); алтарные росписи 1611 и 1618 годов
(позднее для Дидерика ван Шадена – графа-католика из Гааги) – дают возможность
отчетливо увидеть отличие от работ Иорданса, Ван Влие и Ван Ковенберга
(особенно последнее полотно из Нанта, рис. 59) [77].
Очевидно, Де Гейен использовал одного из
натурщиков, чтобы написать учителя и учеников, и эта работа приписывалась Ван
Влие (рис. 60); две работы Де Гейена – обе подписаны и датированы 1620 годом –
(одна находится в городской художественной галерее Манчестера, местонахождение
другой неизвестно) изображают бородатых учителей в профиль, а учеников – одного
или двоих – в фас.
Ван Влие изменил одежду на
«вневременную» и написал подлокотник кресла в античной манере. Его опыт
портретиста ярко проявляется в мимике. Но как и Де Гейен, он написал типичные
фигуры, не портреты, а суть картин осталась той же.
Обе картины и панель Ван
Влие доносят до зрителя цитату из Менандра: «Цель хорошего образвания –
добродетель» [78]. Другой взгляд на обучение представлен Ван Влие (по-видимому,
по просьбе мецената) в «Аллегории» (кат. № 85).
Как бы то ни было, тяжеловесный стиль
религиозных картин Ван Ковенберга из Нанта (рис. 59) резко отличается от полных
юмора ранних полотен Хонтхорста. Его веселые пьянчужки, музыканты, любовники в
картинах 1626-1628 годов машут руками, раскачиваются и предстают перед зрителем
как персонажи немого кино.
Ван Хонтхорст делает акцент на улыбках, в которых
видны все зубы, на декольте и на яркость цветов. Тем не менее, некоторые
картины Ван Ковенбурга, изображающие сцены
с дневным освещением и датированные позднее 1626 года (рис. 279),
вероятно, были сделаны с натуры, хотя позы и потоки света остались
общепринятыми.
Комментарии
Отправить комментарий