Пост 101. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 16

Отдельные факты вряд ли позволяют сделать вывод о том, что в 1627 году Ван Влие находился в кругу так нвзываемых голландских классиков [76]; тем не менее, большинство подобных работ Ван Хонтхорста (рис. 58) и некоторых других художников, таких как Питер де Греббер (Pieter de Grebber) и молодой  коллега Ван Влие по Дельфу Ван Ковенберг (см. рис. 59), в 1620-х годах показывают уход от театрализованных картин в стиле Караваджо к более величественным, с выраженным замыслом, в котором ясное построение и высвечивание отдельных частей картины служат созданию впечатления от сложного произведения. 

Это не сюрприз, если учесть дельфтскую поддержку приверженцев римского и классического стиля, таких как Ван Хеемскерк (Van Heemskerk),  Ван Скорел (Van  Scorel), Ван Тетроде (Van Tetrode) и Ганс Иорданс (Hans Jordaens).

Небольшая часть исторической основы из «Аллегории» Ван Влие, написанной в классическом стиле, была использована гаагским другом Константина Гюйгенса – Жаком де Гейном младшим. 

Последние несколько известных многофигурных полотен начала 1600-х годов, например, «Венера и Амур» - около 1605 года, которая (вероятно) была куплена принцем Морицем (Rijksmuseum, Амстердам); «Юлий Цезарь на коне, диктующий приказ» - около 1609 года (неудачное обращение к римской истории находится в Хэм-хаусе, Ричмонд); «Нептун, Амфитрита и Купидон» около 1605-10 годов (Wallraf-Richartz-Museum, Кельн); алтарные росписи 1611 и 1618 годов (позднее для Дидерика ван Шадена – графа-католика из Гааги) – дают возможность отчетливо увидеть отличие от работ Иорданса, Ван Влие и Ван Ковенберга (особенно последнее полотно из Нанта, рис. 59) [77]. 
Очевидно, Де Гейен использовал одного из натурщиков, чтобы написать учителя и учеников, и эта работа приписывалась Ван Влие (рис. 60); две работы Де Гейена – обе подписаны и датированы 1620 годом – (одна находится в городской художественной галерее Манчестера, местонахождение другой неизвестно) изображают бородатых учителей в профиль, а учеников – одного или двоих – в фас. 
Ван Влие изменил одежду на «вневременную» и написал подлокотник кресла в античной манере. Его опыт портретиста ярко проявляется в мимике. Но как и Де Гейен, он написал типичные фигуры, не портреты, а суть картин осталась той же. 
Обе картины и панель Ван Влие доносят до зрителя цитату из Менандра: «Цель хорошего образвания – добродетель» [78]. Другой взгляд на обучение представлен Ван Влие (по-видимому, по просьбе мецената) в «Аллегории» (кат. № 85).
Как бы то ни было, тяжеловесный стиль религиозных картин Ван Ковенберга из Нанта (рис. 59) резко отличается от полных юмора ранних полотен Хонтхорста. Его веселые пьянчужки, музыканты, любовники в картинах 1626-1628 годов машут руками, раскачиваются и предстают перед зрителем как персонажи немого кино. 
Ван Хонтхорст делает акцент на улыбках, в которых видны все зубы, на декольте и на яркость цветов. Тем не менее, некоторые картины Ван Ковенбурга, изображающие сцены  с дневным освещением и датированные позднее 1626 года (рис. 279), вероятно, были сделаны с натуры, хотя позы и потоки света остались общепринятыми.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох , Воспитание детей