Пост 100. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 15
Виллем ван Влие представляет более
позднее поколение, чем Ханс Иорданс, судя по его небольшим недавно обнаруженным
работам [69]. Родившийся в 1584 году, он был на двадцать пять лет моложе, чем
Иорданс; самый ранний датированный портрет его работы, упомянутый выше, обозначен
1624 годом, когда ему уже было сорок лет.
Жанровая сцена в Детройте (рис. 55),
написанная в том же году, подписана Ван Влие. Есть более красочное, как выявила
проведенная в 1980-х годах расчистка, полотно «Философ и ученики» 1626 года из
замка Броуди (Brodie
Castle) (рис. 56).
Несмотря
на изысканное исполнение, последняя картина в девятнадцатом столетии была
приписана Ван Хонтхорсту; Бенедикт
Николсон определил ее как картину Крийна Хендрикса Волмарина (Crijn Hendricksz
Volmarijn, 1601-1645), «роттердамского художника и торговца произведениями
искусства, работавшего в 1630-х годах, последователя Хонтхорста и Г. Сегера (G.
Seghers)» [70].
Эту характеристику подтверждают две картины «Ужин в Эммаусе»,
каждая из которых подписана “C.H. volmarin” и датирована 1631 годом (Исторический музей Роттердама) и
1632 годом (рис. 57), которая – несомненно – могла иметь непосредственной
основой композицию картины Ван Влие
(который был старше Волмарина на 20 лет) из замка Броуди (Brodie castle).
Исторический фон, изложенный в этом
очерке, уже знаком читателю: дельфтский художник впитал идеи Антверпена и
Утрехта и сыграл определенную роль в передаче этих идей художникам близлежащих
городов, таких как Роттердам, Гауда и Гаага [71].
По Дирку ван Блейсвику (1639-1681),
ван Влие начал как исторический художник и только позднее перешел к портретам,
как Ван Миервельд (у которого он, может быть, учился в 1605 году).
Жанровые сцены в стиле Караваджо,
датированные от середины 1620-х годов – а также, видимо, исторические картины в
том же стиле [72] – показывают, что ван
Влие следовал не только Ван Хонтхорсту, но
и Питеру Витвелу (Peter Wtewael,
1596-1660) в Утрехте ( с которым путают ван Влиета) и с Яну Ливенсу (Jan
Lievens) из Лейдена [73].
Большое аллегорическое полотно ван Влиета, датированное
1627 годом (кат. № 85), может навести на мысль о новом направлении, но его
караваджийский vanitas
«Человек, несущий мешок с костями» (частная коллекция, Лондон) датирован 1629
годом и очень близок по стилю к «Философу с учениками» 1626 года (рис. 56) [74].
Более того, факт, что в «Аллегории»
красочно одетые фигуры изображены при дневном освещении, не должен
скрывать близость стиля в сцене при свечах в замке Броуди; обе картины могли бы
быть приписаны Ван Миервельду – последователю Ван Хонтхорста и, может быть,
других утрехтских художников 1620-х годов, работавших на нидерландский
королевский двор, а именно Бломерта (Bloemaert)
и Морелзе (Moreelse)
[75].
Освещение и пространство,
проработка деталей, стремление обобщить типы персонажей, акцент на «говорящие»
жесты, особенности женских одежд (белые и желтые ткани и пояса с неяркими
полосками) – следы современной живописи Утрехта, хотя Ван Влие значительно
смягчил динамику и выражения лиц по сравнению с работами Ван Хонтхорста.
Его
комбинированный стиль, о котором говорилось ранее в связи с портретами (см.
фиг. 48), в этом случае подходит к объектам, которые не совсем ясны (см.
обсуждение кат. № 85), но – определенно – продуманы и несут смысловую нагрузку.
Комментарии
Отправить комментарий