Пост 100. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 15

Виллем ван Влие представляет более позднее поколение, чем Ханс Иорданс, судя по его небольшим недавно обнаруженным работам [69]. Родившийся в 1584 году, он был на двадцать пять лет моложе, чем Иорданс; самый ранний датированный портрет его работы, упомянутый выше, обозначен 1624 годом, когда ему уже было сорок лет. 

Жанровая сцена в Детройте (рис. 55), написанная в том же году, подписана Ван Влие. Есть более красочное, как выявила проведенная в 1980-х годах расчистка, полотно «Философ и ученики» 1626 года из замка Броуди (Brodie Castle) (рис. 56). 

Несмотря на изысканное исполнение, последняя картина в девятнадцатом столетии была приписана Ван Хонтхорсту;  Бенедикт Николсон определил ее как картину Крийна Хендрикса Волмарина (Crijn Hendricksz Volmarijn, 1601-1645), «роттердамского художника и торговца произведениями искусства, работавшего в 1630-х годах, последователя Хонтхорста и Г. Сегера (G. Seghers)» [70]. 

Эту характеристику подтверждают две картины «Ужин в Эммаусе», каждая  из которых подписана “C.H. volmarin” и датирована  1631 годом (Исторический музей Роттердама) и 1632 годом (рис. 57), которая – несомненно – могла иметь непосредственной основой  композицию картины Ван Влие (который был старше Волмарина на 20 лет) из замка Броуди (Brodie castle).

Исторический фон, изложенный в этом очерке, уже знаком читателю: дельфтский художник впитал идеи Антверпена и Утрехта и сыграл определенную роль в передаче этих идей художникам близлежащих городов, таких как Роттердам, Гауда и Гаага [71].

По Дирку ван Блейсвику (1639-1681), ван Влие начал как исторический художник и только позднее перешел к портретам, как Ван Миервельд (у которого он, может быть, учился в 1605 году). 

Жанровые сцены в стиле Караваджо, датированные от середины 1620-х годов – а также, видимо, исторические картины в том же стиле [72] –  показывают, что ван Влие следовал не только Ван Хонтхорсту, но  и  Питеру Витвелу (Peter Wtewael, 1596-1660) в Утрехте ( с которым путают ван Влиета) и с Яну Ливенсу (Jan Lievens) из Лейдена [73]. 

Большое аллегорическое полотно ван Влиета, датированное 1627 годом (кат. № 85), может навести на мысль о новом направлении, но его караваджийский vanitas «Человек, несущий мешок с костями» (частная коллекция, Лондон) датирован 1629 годом и очень близок по стилю к «Философу с учениками» 1626 года (рис. 56) [74]. 

Более того, факт, что в «Аллегории»  красочно одетые фигуры изображены при дневном освещении, не должен скрывать близость стиля в сцене при свечах в замке Броуди; обе картины могли бы быть приписаны Ван Миервельду – последователю Ван Хонтхорста и, может быть, других утрехтских художников 1620-х годов, работавших на нидерландский королевский двор, а именно Бломерта (Bloemaert) и Морелзе (Moreelse) [75].
  
Освещение и пространство, проработка деталей, стремление обобщить типы персонажей, акцент на «говорящие» жесты, особенности женских одежд (белые и желтые ткани и пояса с неяркими полосками) – следы современной живописи Утрехта, хотя Ван Влие значительно смягчил динамику и выражения лиц по сравнению с работами Ван Хонтхорста. 

Его комбинированный стиль, о котором говорилось ранее в связи с портретами (см. фиг. 48), в этом случае подходит к объектам, которые не совсем ясны (см. обсуждение кат. № 85), но – определенно – продуманы и несут смысловую нагрузку.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох , Воспитание детей