Пост 100. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 15

Виллем ван Влие представляет более позднее поколение, чем Ханс Иорданс, судя по его небольшим недавно обнаруженным работам [69]. Родившийся в 1584 году, он был на двадцать пять лет моложе, чем Иорданс; самый ранний датированный портрет его работы, упомянутый выше, обозначен 1624 годом, когда ему уже было сорок лет. 

Жанровая сцена в Детройте (рис. 55), написанная в том же году, подписана Ван Влие. Есть более красочное, как выявила проведенная в 1980-х годах расчистка, полотно «Философ и ученики» 1626 года из замка Броуди (Brodie Castle) (рис. 56). 

Несмотря на изысканное исполнение, последняя картина в девятнадцатом столетии была приписана Ван Хонтхорсту;  Бенедикт Николсон определил ее как картину Крийна Хендрикса Волмарина (Crijn Hendricksz Volmarijn, 1601-1645), «роттердамского художника и торговца произведениями искусства, работавшего в 1630-х годах, последователя Хонтхорста и Г. Сегера (G. Seghers)» [70]. 

Эту характеристику подтверждают две картины «Ужин в Эммаусе», каждая  из которых подписана “C.H. volmarin” и датирована  1631 годом (Исторический музей Роттердама) и 1632 годом (рис. 57), которая – несомненно – могла иметь непосредственной основой  композицию картины Ван Влие (который был старше Волмарина на 20 лет) из замка Броуди (Brodie castle).

Исторический фон, изложенный в этом очерке, уже знаком читателю: дельфтский художник впитал идеи Антверпена и Утрехта и сыграл определенную роль в передаче этих идей художникам близлежащих городов, таких как Роттердам, Гауда и Гаага [71].

По Дирку ван Блейсвику (1639-1681), ван Влие начал как исторический художник и только позднее перешел к портретам, как Ван Миервельд (у которого он, может быть, учился в 1605 году). 

Жанровые сцены в стиле Караваджо, датированные от середины 1620-х годов – а также, видимо, исторические картины в том же стиле [72] –  показывают, что ван Влие следовал не только Ван Хонтхорсту, но  и  Питеру Витвелу (Peter Wtewael, 1596-1660) в Утрехте ( с которым путают ван Влиета) и с Яну Ливенсу (Jan Lievens) из Лейдена [73]. 

Большое аллегорическое полотно ван Влиета, датированное 1627 годом (кат. № 85), может навести на мысль о новом направлении, но его караваджийский vanitas «Человек, несущий мешок с костями» (частная коллекция, Лондон) датирован 1629 годом и очень близок по стилю к «Философу с учениками» 1626 года (рис. 56) [74]. 

Более того, факт, что в «Аллегории»  красочно одетые фигуры изображены при дневном освещении, не должен скрывать близость стиля в сцене при свечах в замке Броуди; обе картины могли бы быть приписаны Ван Миервельду – последователю Ван Хонтхорста и, может быть, других утрехтских художников 1620-х годов, работавших на нидерландский королевский двор, а именно Бломерта (Bloemaert) и Морелзе (Moreelse) [75].
  
Освещение и пространство, проработка деталей, стремление обобщить типы персонажей, акцент на «говорящие» жесты, особенности женских одежд (белые и желтые ткани и пояса с неяркими полосками) – следы современной живописи Утрехта, хотя Ван Влие значительно смягчил динамику и выражения лиц по сравнению с работами Ван Хонтхорста. 

Его комбинированный стиль, о котором говорилось ранее в связи с портретами (см. фиг. 48), в этом случае подходит к объектам, которые не совсем ясны (см. обсуждение кат. № 85), но – определенно – продуманы и несут смысловую нагрузку.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики