Пост 97. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 12

Историческая живопись и связанные с ней жанровые сцены

На состояние исторической живописи в Нидерландах, как было отмечено выше, указывал Ван Мандер в его книге Het Schilder-Boeck (1604). 

Кроме Реформации, которая запретила религиозную живопись и сделала рискованной живопись мифологическую, неопределенная экономическая  и политическая ситуация в начала семнадцатого столетия была неблагоприятной для исторической живописи в заметных количествах. 

Так было в большинстве частей северных Нидерландов, но более всего – в Дельфте, который был консервативен, строг в соблюдении религиозных правил и был (как указывалось выше) практически лишен местных традиций в изображении людей.

Единственным исключением в период 1600-1620 годов (кроме богатых любителей, как Ван дер Хоувс) были акварелисты, чьей основной продукцией в Дельфте были картоны для гобеленов.

 Семь waterverw-schilders (акварелистов) были внесены в главную книгу дельфтской гильдии в первый день 1613 года отдельно от сорока живописцев (некоторые из них были  kladschilders, маляры, не художники). 

Монтиас определил, что «все акварелисты из основного списка, включая зарегистрированных после 1613 года, - выходцы из Фландрии» [52]. Основной причиной должно было быть то, что у фламандцев (как у Якоба Иорданса в Антверпене) уже была профессиональная подготовка. 

Наиболее подготовленными среди работников Спиринга были Ван Мандерс, а также фламандцы.


Кроме Карела ван Мандера Младшего, чьи работы для Спиринга и для него самого были сделаны по заказам двора или правительства (иногда – иностранного), наиболее успешным историческим живописцем Дельфта в период с 1590 по 1630 годы был фламандец Ханс Иорданс Старший (1555/60-1630), который писал преимущественно небольшие картины. 

Он недостаточно известен: в 1981 году Ян Шуйтер (Jan Shujiter) не упомянул его в обзоре истории дельфтских художников, работавших с 1570 по 1630 годы, тогда как Монтиас, предложивший другую точку зрения, отметил в той же самой публикации, что два наиболее известных исторических художника Дельфта в первой половине семнадцатого века были один – лютеранином (Иорданс), а другой – католиком (Брамер) [53]. 

Годом позже Монтиас характеризует Иорданса как «чрезвычайно успешного художника – судя по большому количеству его картин в коллекциях Дельфта и их высоким ценам»; тот же самый ученый находит подобные доказательства в амстердамских торгах и реестрах [54]. 

И все-таки только одно упоминание об Иордансе в каталоге выставки «Рассвет Золотого века» (обзор голландского искусства между 1580 и 1620 годами) было случайным: в 1603 году Хендрик Хольдиус опубликовал гравюру по Иордансу, которая фигурировала в тексте как документ издательского бизнеса того времени [55].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики