Пост 97. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 12
Историческая живопись и связанные с ней жанровые
сцены
На состояние исторической живописи
в Нидерландах, как было отмечено выше, указывал Ван Мандер в его книге Het Schilder-Boeck (1604).
Кроме
Реформации, которая запретила религиозную живопись и сделала рискованной
живопись мифологическую, неопределенная экономическая и политическая ситуация в начала семнадцатого
столетия была неблагоприятной для исторической живописи в заметных количествах.
Так было в большинстве частей северных Нидерландов, но более всего – в Дельфте,
который был консервативен, строг в соблюдении религиозных правил и был (как
указывалось выше) практически лишен местных традиций в изображении людей.
Единственным исключением в период
1600-1620 годов (кроме богатых любителей, как Ван дер Хоувс) были акварелисты,
чьей основной продукцией в Дельфте были картоны для гобеленов.
Семь waterverw-schilders (акварелистов)
были внесены в главную книгу дельфтской гильдии в первый день 1613 года
отдельно от сорока живописцев (некоторые из них были kladschilders,
маляры, не художники).
Монтиас определил, что «все акварелисты из основного
списка, включая зарегистрированных после 1613 года, - выходцы из Фландрии» [52].
Основной причиной должно было быть то, что у фламандцев (как у Якоба Иорданса в
Антверпене) уже была профессиональная подготовка.
Наиболее подготовленными
среди работников Спиринга были Ван Мандерс, а также фламандцы.
Кроме Карела ван Мандера Младшего,
чьи работы для Спиринга и для него самого были сделаны по заказам двора или
правительства (иногда – иностранного), наиболее успешным историческим
живописцем Дельфта в период с 1590 по 1630 годы был фламандец Ханс Иорданс
Старший (1555/60-1630), который писал преимущественно небольшие картины.
Он
недостаточно известен: в 1981 году Ян Шуйтер (Jan Shujiter)
не упомянул его в обзоре истории дельфтских художников, работавших с 1570 по
1630 годы, тогда как Монтиас, предложивший другую точку зрения, отметил в той
же самой публикации, что два наиболее известных исторических художника Дельфта
в первой половине семнадцатого века были один – лютеранином (Иорданс), а другой
– католиком (Брамер) [53].
Годом позже Монтиас характеризует Иорданса как
«чрезвычайно успешного художника – судя по большому количеству его картин в
коллекциях Дельфта и их высоким ценам»; тот же самый ученый находит подобные
доказательства в амстердамских торгах и реестрах [54].
И все-таки только одно
упоминание об Иордансе в каталоге выставки «Рассвет Золотого века» (обзор
голландского искусства между 1580 и 1620 годами) было случайным: в 1603 году
Хендрик Хольдиус опубликовал гравюру по Иордансу, которая фигурировала в тексте
как документ издательского бизнеса того времени [55].
Комментарии
Отправить комментарий