Пост 98. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 13

Изображенный на гравюре принц Морис не так давно дал Иордансу очень большую работу (по Ван Мандеру – в 1604 году): «Некоторое время назад его высочество принц Морис принес шестнадцать картонов для гобеленов, которые очень хорошо и искусно выполнил Бернарт [ван Орли, около 1630] для Гааги, Голландия. На каждом из них – мужчина или женщина на лошади в полный рост: родословная и наследники дома Нассау изображены очень достоверно. Его высочество принц Морис получил их скопированными маслом Хансом Иордансом из Антверпена, художником, который живет в Дельфте» [56]. 

Писатель, вероятно, знал от Спиринга или от самого Иорданса, что отец Мориса, Вильям Молчаливый унаследовал восемь гобеленов этой знаменитой серии, называемой «Генеалогия Нассау» [57].

Ван Мандер в жизнеописании Франса Поурбуса (1545/46-1581) также упоминает Иорданса, чья вдова «вышла замуж за Ханса Иорданса, ученика Мартена ван Клифа [Cleeve], который (как говорят) не уходил от своего мастера до момента, пока не стал превосходным специалистом в изображении как людей, так и пейзажей и исторических событий и многих других объектов: крестьян, солдат, моряков, рыбаков, огней, камней, ночных сцен и прочих интересных вещей. Он вступил в антверпенскую гильдию в тот же год, что и пришел к власти наш господин (Вильгельм Оранский – прим. перев.) [на самом деле – 1581 год] и сегодня живет в Дельфте в Голландии» [58].

Многое из этого, написанного в то время, когда Иорданс уже около пятнадцати лет был в Дельфте (скорее всего, он поселился там в 1887-88 году), подтверждается документами из Дельфта или дошедшими до нас картинами, такими как «Крестьянские танцы на постоялом дворе» Ван Клифа (рис. 81) и «Лесной пейзаж с Христом и Хананеянкой» (аукцион, 1983) в стиле Гиллис ван Конинксло (Gillis van Coninxloo), который был свидетелем на свадьбе Иорданса в 1582 году в Антверпене [59]. 

В 1612 году герцог Аэршот (Aerschot) купил очень большую картину Иорданса, которая изображала выброшенного на берег кита, окруженного толпой людей; судя по палитре «черное с золотом», это была ночная сцена (возможно, в духе Ван дер Поля [Van der Poel]; см. кат. № 53) [60]. 

Пейзаж и «пожарище» Иорданса (может быть, Ван дер Поля?) были включены в 1626 году в дельфтскую лотерею вместе с тремя работами молодого дельфтского пейзажиста Питера Гроенвегена, пятью архитектурными картинами Ван Бассена, двумя картинами Блокландта и – самый большой приз – «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» Абрахама Бломерта. 

Начальная цена была определена двумя ведущими специалистами: натюрмористом Корнелисом Якобом Дельфф и самим Иордансом [61]. 

Кроме пейзажей Иорданс, очевидно, иногда рисовал в пейзажах людей и животных; говорят, что именно он нарисовал людей на кораблях и скалах в картинах, подписанных «Якоб Воутерс»,  то есть Якобом Воутерсом Восмаером, о котором известно, что он писал пейзажи, прежде чем перешел на букеты цветов (см. кат. №88) [62].


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики