Пост 98. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 13
Изображенный на гравюре принц Морис
не так давно дал Иордансу очень большую работу (по Ван Мандеру – в 1604 году):
«Некоторое время назад его высочество принц Морис принес шестнадцать картонов
для гобеленов, которые очень хорошо и искусно выполнил Бернарт [ван Орли, около
1630] для Гааги, Голландия. На каждом из них – мужчина или женщина на лошади в
полный рост: родословная и наследники дома Нассау изображены очень достоверно.
Его высочество принц Морис получил их скопированными маслом Хансом Иордансом из
Антверпена, художником, который живет в Дельфте» [56].
Писатель, вероятно, знал
от Спиринга или от самого Иорданса, что отец Мориса, Вильям Молчаливый
унаследовал восемь гобеленов этой знаменитой серии, называемой «Генеалогия
Нассау» [57].
Ван Мандер в жизнеописании Франса
Поурбуса (1545/46-1581) также упоминает Иорданса, чья вдова «вышла замуж за
Ханса Иорданса, ученика Мартена ван Клифа [Cleeve],
который (как говорят) не уходил от своего мастера до момента, пока не стал
превосходным специалистом в изображении как людей, так и пейзажей и
исторических событий и многих других объектов: крестьян, солдат, моряков,
рыбаков, огней, камней, ночных сцен и прочих интересных вещей. Он вступил в
антверпенскую гильдию в тот же год, что и пришел к власти наш господин (Вильгельм
Оранский – прим. перев.) [на самом деле – 1581 год] и сегодня живет в
Дельфте в Голландии» [58].
Многое из этого, написанного в то
время, когда Иорданс уже около пятнадцати лет был в Дельфте (скорее всего, он
поселился там в 1887-88 году), подтверждается документами из Дельфта или
дошедшими до нас картинами, такими как «Крестьянские танцы на постоялом дворе»
Ван Клифа (рис. 81) и «Лесной пейзаж с Христом и Хананеянкой» (аукцион, 1983) в
стиле Гиллис ван Конинксло (Gillis
van Coninxloo), который был свидетелем на свадьбе
Иорданса в 1582 году в Антверпене [59].
В 1612 году герцог Аэршот (Aerschot) купил очень большую
картину Иорданса, которая изображала выброшенного на берег кита, окруженного
толпой людей; судя по палитре «черное с золотом», это была ночная сцена
(возможно, в духе Ван дер Поля [Van
der Poel]; см. кат. № 53) [60].
Пейзаж и
«пожарище» Иорданса (может быть, Ван дер Поля?) были включены в 1626 году в
дельфтскую лотерею вместе с тремя работами молодого дельфтского пейзажиста
Питера Гроенвегена, пятью архитектурными картинами Ван Бассена, двумя картинами
Блокландта и – самый большой приз – «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне»
Абрахама Бломерта.
Начальная цена была определена двумя ведущими специалистами:
натюрмористом Корнелисом Якобом Дельфф и самим Иордансом [61].
Кроме пейзажей
Иорданс, очевидно, иногда рисовал в пейзажах людей и животных; говорят, что
именно он нарисовал людей на кораблях и скалах в картинах, подписанных «Якоб
Воутерс», то есть Якобом Воутерсом
Восмаером, о котором известно, что он писал пейзажи, прежде чем перешел на
букеты цветов (см. кат. №88) [62].
Комментарии
Отправить комментарий