Пост 99. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 14

Иорданс был явно эклектичным  художником, хорошо знавшим популярные темы и стили. За время Двенадцатилетнего мира (1609-1621) он несколько раз побывал в Антверпене по семейным делам; благодаря этим поездкам (и, вероятно, продажам произведений искусства – картины составляли пять шестых его имущества) от был хорошо информирован [63]. Но это только удерживает его на одном уровне с Спирингом, Ван дер Хоувом и другими художниками Дельфта, если принять во внимание, насколько небольшие религиозные картины Иорданса похожи на работы Ван Мандера и Корнелиса ван Харлема (рис. 54). 

Пропорции и сведенные ноги его фигур, его палитра делают исторические картины Иорданса похожими на картины Корнелиса ван Харлема, написанные около 1600 годов и выполненные в манере, ближе к классической; он предпочитает элементы, расположенные фронтально или под прямым углом образующие изокефалические группы. 

Известны несколько полотен Иорданса, посвященных проповедующему Иоанну Крестителю; тема была популярна среди протестантов (напоминает тайные проповеди ходячих проповедников времен испанского владычества) и, вероятно, повторялась с учетом расширения рынка [64].

В 1617 году на распродаже имущества в Дельфте будущий бургомистр купил одну из таких картин Иорданса за 50 гульденов. На той же распродаже «Д-р Валенсис» (см. рис. 45 а) уплатил 150 гульденов за «Крестьянскую свадьбу» Иорданса [65]. 


Некоторым читателям может показаться,что Иорданс мог бы так же талантливо работать в другом городе Голландии или Фландрии. Между тем, он связывает  несколько художников в Дельфте, таких, как Блокландт, посещает Ван Мандерса, Ван дер Хоува и Брамера, который также специализируется на картинах малого формата  с библейскими или мифическими персонажами.  

Работы Якоба Пинаса в 1632-1641 годах в Дельфте можно считать продолжением стиля Иорданса, в то время как Пинас, так и Брамер внесли  традиции итальянской и фламандской школ исторической живописи в новую эру (один из ярких примеров караваджистов - Адам Эльсхаймер и многие их последователи). 

Если Иорданс был без сомнения, как говорят источники того времени, одним из самых успешных и уважаемых художников Дельфта (его часто приглашали для консультаций и оценок, в 1625 году он был деканом лютеранской общины), то работы Брамера и Пинаса, написанные в Дельфте, не кажутся настолько обособленными, как это представляется некоторым исследователям [66]. 

Более того, небольшие картины с персонажами Иорданса, выполненные в классическом стиле, были написаны одновременно с полотнами  придворных художников, таких как Корнелис ван Поленбург (Cornelis van Poelenburgh) и Дирк ван дер Лисс (Dirck van der Lisse) [67]. 

Иорданса также сравнивают с антверпенским художником – автором небольших исторических картин Франсом Франкером Младшим (Frans Francken the Younger, 1581-1642) [68], но впечтление такое, что по-настоящему главным действующим лицом должны были бы быть почти его современник Отто ван Веен (Otto van Veen, 1556-1629) и на севере Бломерт, в дополнение к Ван Мандеру и Корнелису ван Харлему.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох , Воспитание детей