Пост 99. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 14

Иорданс был явно эклектичным  художником, хорошо знавшим популярные темы и стили. За время Двенадцатилетнего мира (1609-1621) он несколько раз побывал в Антверпене по семейным делам; благодаря этим поездкам (и, вероятно, продажам произведений искусства – картины составляли пять шестых его имущества) от был хорошо информирован [63]. Но это только удерживает его на одном уровне с Спирингом, Ван дер Хоувом и другими художниками Дельфта, если принять во внимание, насколько небольшие религиозные картины Иорданса похожи на работы Ван Мандера и Корнелиса ван Харлема (рис. 54). 

Пропорции и сведенные ноги его фигур, его палитра делают исторические картины Иорданса похожими на картины Корнелиса ван Харлема, написанные около 1600 годов и выполненные в манере, ближе к классической; он предпочитает элементы, расположенные фронтально или под прямым углом образующие изокефалические группы. 

Известны несколько полотен Иорданса, посвященных проповедующему Иоанну Крестителю; тема была популярна среди протестантов (напоминает тайные проповеди ходячих проповедников времен испанского владычества) и, вероятно, повторялась с учетом расширения рынка [64].

В 1617 году на распродаже имущества в Дельфте будущий бургомистр купил одну из таких картин Иорданса за 50 гульденов. На той же распродаже «Д-р Валенсис» (см. рис. 45 а) уплатил 150 гульденов за «Крестьянскую свадьбу» Иорданса [65]. 


Некоторым читателям может показаться,что Иорданс мог бы так же талантливо работать в другом городе Голландии или Фландрии. Между тем, он связывает  несколько художников в Дельфте, таких, как Блокландт, посещает Ван Мандерса, Ван дер Хоува и Брамера, который также специализируется на картинах малого формата  с библейскими или мифическими персонажами.  

Работы Якоба Пинаса в 1632-1641 годах в Дельфте можно считать продолжением стиля Иорданса, в то время как Пинас, так и Брамер внесли  традиции итальянской и фламандской школ исторической живописи в новую эру (один из ярких примеров караваджистов - Адам Эльсхаймер и многие их последователи). 

Если Иорданс был без сомнения, как говорят источники того времени, одним из самых успешных и уважаемых художников Дельфта (его часто приглашали для консультаций и оценок, в 1625 году он был деканом лютеранской общины), то работы Брамера и Пинаса, написанные в Дельфте, не кажутся настолько обособленными, как это представляется некоторым исследователям [66]. 

Более того, небольшие картины с персонажами Иорданса, выполненные в классическом стиле, были написаны одновременно с полотнами  придворных художников, таких как Корнелис ван Поленбург (Cornelis van Poelenburgh) и Дирк ван дер Лисс (Dirck van der Lisse) [67]. 

Иорданса также сравнивают с антверпенским художником – автором небольших исторических картин Франсом Франкером Младшим (Frans Francken the Younger, 1581-1642) [68], но впечтление такое, что по-настоящему главным действующим лицом должны были бы быть почти его современник Отто ван Веен (Otto van Veen, 1556-1629) и на севере Бломерт, в дополнение к Ван Мандеру и Корнелису ван Харлему.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики