Пост 99. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 14
Иорданс был явно эклектичным художником, хорошо знавшим популярные темы и
стили. За время Двенадцатилетнего мира (1609-1621) он несколько раз побывал в
Антверпене по семейным делам; благодаря этим поездкам (и, вероятно, продажам
произведений искусства – картины составляли пять шестых его имущества) от был
хорошо информирован [63]. Но это только удерживает его на одном уровне с
Спирингом, Ван дер Хоувом и другими художниками Дельфта, если принять во
внимание, насколько небольшие религиозные картины Иорданса похожи на работы Ван
Мандера и Корнелиса ван Харлема (рис. 54).
Пропорции и сведенные ноги его фигур, его палитра делают
исторические картины Иорданса похожими на картины Корнелиса ван Харлема,
написанные около 1600 годов и выполненные в манере, ближе к классической; он
предпочитает элементы, расположенные фронтально или под прямым углом образующие
изокефалические группы.
Известны несколько полотен Иорданса, посвященных
проповедующему Иоанну Крестителю; тема была популярна среди протестантов
(напоминает тайные проповеди ходячих проповедников времен испанского
владычества) и, вероятно, повторялась с учетом расширения рынка [64].
В 1617
году на распродаже имущества в Дельфте будущий бургомистр купил одну из таких
картин Иорданса за 50 гульденов. На той же распродаже «Д-р Валенсис» (см. рис.
45 а) уплатил 150 гульденов за «Крестьянскую свадьбу» Иорданса [65].
Некоторым
читателям может показаться,что Иорданс мог бы так же талантливо работать в
другом городе Голландии или Фландрии. Между тем, он связывает несколько художников в Дельфте, таких, как
Блокландт, посещает Ван Мандерса, Ван дер Хоува и Брамера, который также
специализируется на картинах малого формата
с библейскими или мифическими персонажами.
Работы Якоба Пинаса в 1632-1641 годах в
Дельфте можно считать продолжением стиля Иорданса, в то время как Пинас, так и
Брамер внесли традиции итальянской и фламандской
школ исторической живописи в новую эру (один из ярких примеров караваджистов -
Адам Эльсхаймер и многие их последователи).
Если Иорданс был без сомнения, как
говорят источники того времени, одним из самых успешных и уважаемых художников
Дельфта (его часто приглашали для консультаций и оценок, в 1625 году он был
деканом лютеранской общины), то работы Брамера и Пинаса, написанные в Дельфте,
не кажутся настолько обособленными, как это представляется некоторым
исследователям [66].
Более того, небольшие картины с персонажами Иорданса,
выполненные в классическом стиле, были написаны одновременно с полотнами придворных художников, таких как Корнелис ван
Поленбург (Cornelis van
Poelenburgh) и Дирк ван дер
Лисс (Dirck van der Lisse) [67].
Иорданса также сравнивают с антверпенским художником –
автором небольших исторических картин Франсом Франкером Младшим (Frans
Francken the Younger, 1581-1642) [68], но впечтление такое, что по-настоящему
главным действующим лицом должны были бы быть почти его современник Отто ван
Веен (Otto van Veen,
1556-1629) и на севере Бломерт, в дополнение к Ван Мандеру и Корнелису ван
Харлему.
Комментарии
Отправить комментарий