Пост 88. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 3
Более
официальные портреты Дельффа – среди первых в Северных Нидерландах, в которых
ощущается влияние придворного художника Антонио Моро (или Антониса Мор ван
Дахорста, 1516/17-1575/76) – ученика Яна ван Скорела из Утрехта, который прибыл
в Антверпен и Брюссель в конце 1540-х годов.
В королевском дворе Брюсселя и в
Италии, в Лиссабоне и в Мадриде (1550-1552) Мор хорошо изучил парадные портреты
Тициана, такие, как портрет Карла V с собакой и Филиппа II, написанные в полный
рост (сейчас в Прадо, Мадрид). В таких
работах, как «Портрет Марии Тюдор» (1554, Прадо) и «Портрет мужчины с собакой»
(1569, National Gallery of Art,
Вашингтон) Мор заимствовал у Тициана позы, несколько расширил пространство и
цветовую гамму, что усиливалось традиционным северным качеством и тщательно
выписанными деталями [11].
Это сочетание и
склонность Мора к изображению характеров в условных дворцовых интерьерах
придавало его портретам аромат непосредственности. Кажется, что персонажи в
упор рассматривают зрителя (как на портрете работы Мора «Сэр Томас Грехем и его
жена» в Rijksmuseum, Амстердам).
Традиция
дворцовых портретов в Дельфте и в Гааге постепенно, начиная с Мора, который
последние десять лет своей жизни провел в Брюсселе и Антверпене, сходит на нет
(Мор и Вильгельм Молчаливый служили одному и тому же господину, Филиппу II – и
оба неохотно).
Как доказательство – портреты голландских принцев, а также
пивоваров Дельфта и бургомистров, в которых нет и намека на венецианскую
живость портретов Мора и его дотошность в деталях.
В то же время его картины
были как бы образцом для южноголландских портретистов, которые своими
портретами создавали архив, документирующий не только моду на одежду, но и на
лица. Например, в 1631 году Вильям ван Влиет, бывший ученик Ван Миервельда,
представил портрет Суитберта Пурмерента, протоиерея Дельфланда, в манере, по
которой можно проследить три поколения, начиная с Мора [12].
И пусть это не
выглядит как призыв для некоторых читателей вернуться к подходу Ван Миервельда
– «сдержанный, даже суховатый, грамотный рисунок с легким эффектом
декоративности», ни как рекомендация обратиться к современному восприятию,
современному подходу [13].
У Ван Миервельда нет очарования провинциальных портретистов,
таких, как те, что работали в манере своих предшественников из Фрисланда или
Нового Амстердама конца семнадцатого столетия [14].
Придворный художник мог
быть одновременно изысканным и беспристрастным. Но совершенно неправомерно
сравнивать Ван Миервельда с Рембрандтом:
в 1631 году, когда Рембрандт написал свой первый парадный портрет (как,
например, «Николас Рутс» из коллекции Фрика в Нью-Йорке), ему было всего 25
лет, а Ван Миервельду – 64, больше, чем Рембрандту в год его смерти. (Ван Дейк
и Ван Миервельд умерли в один и тот же год, 1641, но модный фламандец был на
тридцать два года моложе и был продуктом других личных и исторических
обстоятельств.)
Только лишенный воображения современный провинциал может
рассматривать Ван Миервельда и Рембрандта в одном и том же контексте (в
неизменных обстоятельствах – прим. перев.), и прежние ссылки на него – только
как блестящая обертка для размаха и гения последнего (Рембрандта – прим.
перев.).
Комментарии
Отправить комментарий