Пост 91. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 6

Целью нескольких успешных портретистов Южной Голландии и Утрехта было достичь уровня Ван Миервельда.  Его сыновья Питер (1596-1623) и Ян (1604-1633) были его последователями, но умерли раньше него, и его студию унаследовал его внук Якоб Дельфф (который был также внуком Якоба Виллемса Дельффа). 

Среди наиболее заметных учеников Ван Миервельда – Паулюс Мореельз Утрехтский (1571-1638) и уроженец Дельфта Виллем ван Влиет (1584-1642), а также Антонис Паламедеш (1601-1673). Его стиль был воспринят также двумя выдающимися портретистами из Гааги - Яном ван Равестайном (1570-1657) и Даниэлем  Мийтенсом Старшим (1590-1647). 

Мийтенс был уроженцем Дельфта, в гильдию вступил в Гааге в 1610 году, в августе 1628 года он уже работал в Лондоне для графа Арунделя, Джеймса I и впоследствии для Карла I (портрет королевы Богемии из дворца Сент-Джеймс в Лондоне, написанный Мийтенсом в манере Миервельда, скорее всего, был написан в Гааге в 1626-1627 году) [22].

Судя по его состоянию, Ван Миервельд вряд ли нуждался в рекламе, однако он получил международную известность благодаря Виллему Дельффу (1580-1638), который с 1618 года (после того, как стал его зятем) делал для него гравюры. Как и дельфтские художники двумя столетиями ранее, он начал книжным иллюстратором, а затем обучался более высокому уровню (возможно,у Хендрика Гольциуса). Он работал исключительно как гравер-репродукционист и выполнил около пятидесяти гравюр по картинам Ван Миервельда (который умер раньше него на три года), включая листы с портретами Морица и Фредерика Хендрика (1623-1624), сэра Дэдли Карлтона (1620), герцога Бэкингема (1626) и других известных лиц. 

Портреты Карла I и Генриетты Марии были награвированы по картинам Мийтенса в 1628 и 1630 годах. Портреты Вильяма Молчаливого  (рис. 42)  и сыновей его штатгальтера Адриана ван дер Венне (1589-1662) работы другого уроженца Дельфта, который сделал карьеру в Гааге, сегодня известны только по трем превосходным гравюрам Дельффа (1618-1621). 

В 1625 году 25 оттисков портрета Морица и Фредерика Хендрикса были выполнены на атласе для членов Генеральных Штатов; два примера приведены здесь в каталоге (поз. 131, 132) [23].

На некоторых наиболее интересных портретах изображены не члены двора, а выдающиеся граждане Дельфта; кулоны с портретами бургомистра Эвора ван дер Дюссена и его жены (последний датирован 1617 годом; оба арт-маркет, 1994) [24]; портреты бургомистра Арента Джекобса ван дер Грефа и его жены Сары Босхарт, оба 1619 (Princenhof, Дельфт) [25]; портреты  Франса Диркса Меермана и его первой жены (1620), которые были завещаны его невесткой  Агнетой Дойц дому престарелых, который она основала (Deutzenhofje, Амстердам) [26]; и многие другие, в том числе такие работы, как кулоны Ван Далена, указанные выше (рис. 45а, 45в), которые еще не были изготовлены, когда художник умер. 

Использование Ван Миервельдом привычных приемов очевидно, но также можно видеть, что его молодые персонажи в 1620-х годах принимают более свободные позы (например, Ван дер Дюссенс и Франц Меерман), а с 1630 годов фигуры на его картинах становятся живее благодаря игре света и тени [27].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики