Пост 90. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 5
Это не столь существенно. Портрет матери Ван Далена, также
указан в списке Ван Миервельда; художник зачастую писал портреты не одного
поколения одной и той же семьи.
Наши собственные представления о моде
неприложимы к Дельфту, по крайней мере – к портретам, для которых концепция "семейные
традиции, положение в обществе и качество одежды" были почти так же важны,
как и портретное сходство. За точку отсчета без раздумий было принято мнение
Гюйгенса, советника штатгальтера по искусству, который, как было упомянуто
выше, сравнил Ван Миервельда с великими портретистами двора в прошлом (в других
странах) и похвалил художника за его верность правдивости. Страницей дальше
Гюйгенс записал восторженный отзыв о двух «безбородых художниках» Лейдена,
Рембрандте и Ливенсе (Lievens).
Кто-то из критиков указал на некоторую иронию в том, что
голландцы, которые бунтовали против Испании, приняли стиль одежды, портретов и
манеры поведения дворов Мадрида и Брюсселя. Но это не была французская или
американская революции. Этикет и одежда были восприняты знатью Нидерландов,
хотя под ними была разная идеологическая основа: от стоицизма до различных форм
протестантизма.
«Рост индивидуализма побудил многих более пристально взглянуть
на собственную жизнь, ценности, убеждения, когда они пытались изменить свой подход
к жизни и обществу. Этот всепроникающий самоанализ должен был породить другой
тип личности, скорее управляемый причинами, чем чувствами, с высокой степенью
самоуглубления, наделенный жестким внутренним стержнем" [19].
Это не должно слышаться
как «рост индивидуализма», насколько это известно в Америке или Англии в
двадцатом столетии, но как описание довольно точного взгляда на модели Ван Миервельда. Сходство
между первыми портретами, выполненными Ван Хонтхорстом для его царственных
заказчиков в Гааге и теми, которые написал его недавний предшественник, -
другой пример понимания художником вкусов двора (он в 1628 году шесть месяцев
работал при дворе Карла I).
Похоже, что так же поступил Рембрандт в портрете
Амалии ван Солмс, датированном 1632 годом (музей Jacquemart-Andre, Париж): крайне
сдержанная полуфигура в профиль, как античная камея; и как это сделал Ван
Хонтхорст в портрете Фредерика Хендрика, датированном 1631 годом (исторический
коллекционный фонд Оранских-Нассау, Гаага), для которого необычная живопись
Рембрандта служила как бы контрастом [20].
Многие заказчики среднего класса должны были бы воспринимать Ван
Миервельда как равного. В конце жизни у него было два дома, 10 участков земли,
которую он сдавал арендаторам, различные ценные бумаги и 5829 гульденов
наличными (десятилетний заработок квалифицированного рабочего).
Художник
(анабаптист по религиозной принадлежности) оставил по завещанию несколько тысяч
гульденов разным благотворительным организациям протестантов [21].
Комментарии
Отправить комментарий