Пост 90. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 5

Это не столь существенно. Портрет матери Ван Далена, также указан в списке Ван Миервельда; художник зачастую писал портреты не одного поколения одной и той же семьи.

 Наши собственные представления о моде неприложимы к Дельфту, по крайней мере – к портретам, для которых концепция "семейные традиции, положение в обществе и качество одежды" были почти так же важны, как и портретное сходство. За точку отсчета без раздумий было принято мнение Гюйгенса, советника штатгальтера по искусству, который, как было упомянуто выше, сравнил Ван Миервельда с великими портретистами двора в прошлом (в других странах) и похвалил художника за его верность правдивости. Страницей дальше Гюйгенс записал восторженный отзыв о двух «безбородых художниках» Лейдена, Рембрандте и Ливенсе (Lievens).

Кто-то из критиков указал на некоторую иронию в том, что голландцы, которые бунтовали против Испании, приняли стиль одежды, портретов и манеры поведения дворов Мадрида и Брюсселя. Но это не была французская или американская революции. Этикет и одежда были восприняты знатью Нидерландов, хотя под ними была разная идеологическая основа: от стоицизма до различных форм протестантизма. 

«Рост индивидуализма побудил многих более пристально взглянуть на собственную жизнь, ценности, убеждения, когда они пытались изменить свой подход к жизни и обществу. Этот всепроникающий самоанализ должен был породить другой тип личности, скорее управляемый причинами, чем чувствами, с высокой степенью самоуглубления, наделенный жестким внутренним стержнем" [19].

Это не должно слышаться  как «рост индивидуализма», насколько это известно в Америке или Англии в двадцатом столетии, но как описание довольно точного  взгляда на модели Ван Миервельда. Сходство между первыми портретами, выполненными Ван Хонтхорстом для его царственных заказчиков в Гааге и теми, которые написал его недавний предшественник, - другой пример понимания художником вкусов двора (он в 1628 году шесть месяцев работал при дворе Карла I). 

Похоже, что так же поступил Рембрандт в портрете Амалии ван Солмс, датированном 1632 годом (музей Jacquemart-Andre, Париж): крайне сдержанная полуфигура в профиль, как античная камея; и как это сделал Ван Хонтхорст в портрете Фредерика Хендрика, датированном 1631 годом (исторический коллекционный фонд Оранских-Нассау, Гаага), для которого необычная живопись Рембрандта служила как бы контрастом [20].


Многие заказчики среднего класса должны были бы воспринимать Ван Миервельда как равного. В конце жизни у него было два дома, 10 участков земли, которую он сдавал арендаторам, различные ценные бумаги и 5829 гульденов наличными (десятилетний заработок квалифицированного рабочего). 

Художник (анабаптист по религиозной принадлежности) оставил по завещанию несколько тысяч гульденов разным благотворительным организациям протестантов [21].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики