Пост 89. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 4

Константин Гюйгенс, который посетил студии обоих художников и посчитал за честь называть Ван Миервельда своим другом, предлагает другую точку зрения. 

«У наших предков были Гольбейн, Поурбус и другие... наш Ван Миервельд кажется близким к ним во всех отношениях, хотя я должен был бы утверждать, что он не превосходит ни одного из них – одним словом, даже если он сам на себя непохож» на одном из портретов его работы (картина 1628 года в Wallace Collection, Лондон, которая была взята Гюйгенсом (вероятно) в качестве примера, рис. 46). 

«Большинство [художников], как бы точнее выразиться, пытаются подчеркнуть достоверность с помощью нарочитого показа своих ограниченных способностей – и впадают в жеманство», в то время как настоящий художник остается более достоверным. 

«У Ван Миервельда все искусство – в природе, и вся природа для него – искусство».  В итоге Гюйгенс заключает (применив хорошую метафору), что дельфтский художник с его уважением к реальности или природе «представляет ее прекрасный вид в ее собственнх одеждах, освобождая ее от любых дополнений» [15]. 

Через год или что-то около этого после написания этих строк Ван Дейк нарисовал самый известный портрет Гюйгенса (рис. 44), а  также написал портрты Фредерика Хендрика и Амалии ван Солмс (зима 1631-32; оригинал находится в Балтиморском музее искусств и в частной коллекции).


Ван Миервельд написал принца и его супругу уже в 1632 году, но Герард Ван Хонтхорст, будущий любимец, одним годом раньше уже написал портрет Фредерика Хендрика (к примеру, полноразмерный портрет в замке Виндзор) [16]. 

Необходимо заметить, тем не менее, что первые портреты Ван Хонтхорста, выполненные для голландского и богемского дворов, были несколько живее в позах или в мазках, чем последние примеры Ван Миервельда [17]. 

Между тем, дельфтский мастер получал от богатых клиентов столько заказов, что не мог их выполнить. Как пример – д-р Ван Дален (Валенсис), в Метрополитен-музее находятся поясные портреты его и его супруги, датированные соответственно 1640 и 1639 годами, рис. 45а и 45б, или их варианты, которые находились в мастерской художника после его смерти. 

В описи имущества Ван Миервельда (составленной его зятем нотариусом Иоганном ван Беестом) оговаривается, что костюмы на портретах Ван Далена написаны внуком и наследником художника Якобом Виллемсом Дельффом Младшим, то же относится к другой паре портретов «Государственный деятель Беркаут [Паулюс Тединг ван Беркаут?] и его жена, одежда на которых написана Якобом Дельффом» [18].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики