Пост 89. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 4
Константин
Гюйгенс, который посетил студии обоих художников и посчитал за честь называть
Ван Миервельда своим другом, предлагает другую точку зрения.
«У наших предков
были Гольбейн, Поурбус и другие... наш Ван Миервельд кажется близким к ним во
всех отношениях, хотя я должен был бы утверждать, что он не превосходит ни
одного из них – одним словом, даже если он сам на себя непохож» на одном из
портретов его работы (картина 1628 года в Wallace Collection, Лондон, которая была взята Гюйгенсом (вероятно) в качестве
примера, рис. 46).
«Большинство [художников], как бы точнее выразиться,
пытаются подчеркнуть достоверность с помощью нарочитого показа своих
ограниченных способностей – и впадают в жеманство», в то время как настоящий
художник остается более достоверным.
«У Ван Миервельда все искусство – в
природе, и вся природа для него – искусство».
В итоге Гюйгенс заключает (применив хорошую метафору), что дельфтский
художник с его уважением к реальности или природе «представляет ее прекрасный
вид в ее собственнх одеждах, освобождая ее от любых дополнений» [15].
Через год или
что-то около этого после написания этих строк Ван Дейк нарисовал самый
известный портрет Гюйгенса (рис. 44), а
также написал портрты Фредерика Хендрика и Амалии ван Солмс (зима
1631-32; оригинал находится в Балтиморском музее искусств и в частной
коллекции).
Ван Миервельд
написал принца и его супругу уже в 1632 году, но Герард Ван Хонтхорст, будущий
любимец, одним годом раньше уже написал портрет Фредерика Хендрика (к примеру,
полноразмерный портрет в замке Виндзор) [16].
Необходимо заметить, тем не
менее, что первые портреты Ван Хонтхорста, выполненные для голландского и
богемского дворов, были несколько живее в позах или в мазках, чем последние
примеры Ван Миервельда [17].
Между тем, дельфтский мастер получал от богатых
клиентов столько заказов, что не мог их выполнить. Как пример – д-р Ван Дален
(Валенсис), в Метрополитен-музее находятся поясные портреты его и его супруги,
датированные соответственно 1640 и 1639 годами, рис. 45а и 45б, или их
варианты, которые находились в мастерской художника после его смерти.
В описи
имущества Ван Миервельда (составленной его зятем нотариусом Иоганном ван
Беестом) оговаривается, что костюмы на портретах Ван Далена написаны внуком и
наследником художника Якобом Виллемсом Дельффом Младшим, то же относится к
другой паре портретов «Государственный деятель Беркаут [Паулюс Тединг ван
Беркаут?] и его жена, одежда на которых написана Якобом Дельффом» [18].
Комментарии
Отправить комментарий