Пост 92. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 7

Как хорошо должно быть известно голландским читателям, Ван Миервельд оставил потомкам портреты наиболее заметных личностей в истории Нидерландов - не только принцев и политиков, но и проповедников, поэтов, мореплавателей. 

Только в амстердамском Rijksmuseum есть несколько портретов нидерландских принцев, их врага Амброзио Спинолы (командующего испанскими войсками), адмирала Мертена Тромпа и его жены Корнелии Тединг ван Беркаут, министра-ремонстранта  Иоганнеса Юттенбогарта и его жены, популярного поэта и моралиста Якоба Кэтса (1634, 1639), несчастного защитника интересов Голландии Иоганна ван Олденбарневельдта (которого обезглавили по приказу Морица в 1619 году в Бинненхофе), известного юриста Хуго де Гроота или Гроциуса (который происходил из семьи правителей Дельфта), историка и поэта Питера Корнелиса Хоофта и других. 

Портрет Юттенбогарта (1632), очень схожий с портретами работы Рембрандта (1633) и Якоба Бэкера (1638), оба в Rijksmuseum, появился в результате долгого визита теолога (и придворного проповедника принца Морица) и был оплачен больным бургомистром Дельфта Герритом Меерманом (2-7 июля 1631 года). «Тем временем я позволил известному художнику господину Мишелю Миервельту по его убедительной просьбе написать мой портрет» [28].

Может быть, что Ван Миервельда к некоторому оживлению его портретов подтолкнули не только его молодые покровители, но и примеры его собственных учеников и последователей, в частности, Вильяма ван Влиета, которому было в то время всего семнадцать лет, но который пережил его всего на полтора года (Ван Влиету было 58, когда он умер в декабре 1642 года, - по его биографии, написанной Арнольдом Хоубракеном) [29]. 

В одном из ранних известных портретов работы Ван Влиета - портрете французского аристократа, датированного 1624 годом [30], а также в портретах дельфтского нотариуса и коллекционера Вильяма де Лонга и его жены, датированных 1626 годом (рис. 228а, 228в) [31], стиль художника очень близок к стилю Ван Миервельда в 1610-х и 1620-х годах. В портрете Суитбертуса Пурмерента (рис. 47) черты лица моделируются тоньше, чем у Ван Миервельда, текстуры становятся утонченнее, расположение объектов, освешение и тональная палитра создают пространство  и атмосферу. 

Такое изменение для Харлема не было чем-то примечательным (хотя несколькими годами позже очень похожие работы были выполнены Иоганнесом Верспронком), но в Дельфте это был как бы свежий ветер с полей (хотя и довольно слабый). 

В некоторых поздних портретах Ван Влиета, например,  в портрете модника, датированном 1636 годом (рис. 48), Ван Влиет использует принятую Ван Ковенбергом позу, что больше характерно для художников Утрехта и Харлема.  Тем не менее, кисть остается мягкой и детали тщательно выписаны, создавая ушедшее в прошлое настроение викторианской эпохи Хальса [32].


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики