Пост 92. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 7
Как хорошо должно быть известно
голландским читателям, Ван Миервельд оставил потомкам портреты наиболее
заметных личностей в истории Нидерландов - не только принцев и политиков, но и
проповедников, поэтов, мореплавателей.
Только в амстердамском Rijksmuseum есть несколько
портретов нидерландских принцев, их врага Амброзио Спинолы (командующего
испанскими войсками), адмирала Мертена Тромпа и его жены Корнелии Тединг ван
Беркаут, министра-ремонстранта Иоганнеса
Юттенбогарта и его жены, популярного поэта и моралиста Якоба Кэтса (1634,
1639), несчастного защитника интересов Голландии Иоганна ван Олденбарневельдта (которого
обезглавили по приказу Морица в 1619 году в Бинненхофе), известного юриста Хуго
де Гроота или Гроциуса (который происходил из семьи правителей Дельфта),
историка и поэта Питера Корнелиса Хоофта и других.
Портрет Юттенбогарта (1632),
очень схожий с портретами работы Рембрандта (1633) и Якоба Бэкера (1638), оба в
Rijksmuseum, появился в результате
долгого визита теолога (и придворного проповедника принца Морица) и был оплачен
больным бургомистром Дельфта Герритом Меерманом (2-7 июля 1631 года). «Тем
временем я позволил известному художнику господину Мишелю Миервельту по его
убедительной просьбе написать мой портрет» [28].
Может быть, что Ван Миервельда к
некоторому оживлению его портретов подтолкнули не только его молодые
покровители, но и примеры его собственных учеников и последователей, в
частности, Вильяма ван Влиета, которому было в то время всего семнадцать лет,
но который пережил его всего на полтора года (Ван Влиету было 58, когда он умер
в декабре 1642 года, - по его биографии, написанной Арнольдом Хоубракеном) [29].
В одном из ранних известных портретов работы Ван Влиета - портрете французского
аристократа, датированного 1624 годом [30], а также в портретах дельфтского
нотариуса и коллекционера Вильяма де Лонга и его жены, датированных 1626 годом
(рис. 228а, 228в) [31], стиль художника очень близок к стилю Ван Миервельда в
1610-х и 1620-х годах. В портрете Суитбертуса Пурмерента (рис. 47) черты лица
моделируются тоньше, чем у Ван Миервельда, текстуры становятся утонченнее,
расположение объектов, освешение и тональная палитра создают пространство и атмосферу.
Такое изменение для Харлема не
было чем-то примечательным (хотя несколькими годами позже очень похожие работы
были выполнены Иоганнесом Верспронком), но в Дельфте это был как бы свежий
ветер с полей (хотя и довольно слабый).
В некоторых поздних портретах Ван Влиета,
например, в портрете модника,
датированном 1636 годом (рис. 48), Ван Влиет использует принятую Ван Ковенбергом
позу, что больше характерно для художников Утрехта и Харлема. Тем не менее, кисть остается мягкой и детали
тщательно выписаны, создавая ушедшее в прошлое настроение викторианской эпохи
Хальса [32].
Комментарии
Отправить комментарий