Пост 63. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 9

Из пепла
Даже из этого беглого обзора событий в общественной и религиозной жизни Дельфта тех времен ясно, какие изменения происходили в городе. После пожара 1536 году, который уничтожил более половины западной части Дельфта (рис. 28), были отстроены заново больше двух тысяч домов. Они немного поменялись в планировке, но фасады поднялись над уровнем земли и были сделаны почти исключительно из камня в стиле смеси поздней готики и Возрождения. 

Новые кварталы, новая ратуша (рис.2) и другие общественные здания первой половины семнадцатого столетия (такие, как четырехугольные мясные ряды, 1650 год), придали Дельфту особый характер. Большая часть достопримечательностей города, отмечаемая посетителями в первой главе, касалась площадей и каналов, окруженных строениями, возведенными (в большинстве) с 1550 по 1650 годы [19]. 

Кроме того, были восстановлены два больших собора и реконструирована часть монастырей, превращенных в общественные здания или мастерские. Эвелин и Пепис восприняли город современным и  процветающим.

Действительность была несколько сложнее. Два производства Дельфта -пивоварение и ткацкое – значительно уменьшились в второй половине семнадцатого века прежде всего из-за конкуренции других городов, а также из-за изменений в средневековой системе торговых привилегий. (Есть еще один фактор – несовместимость этих двух видов производства: один требует чистой воды, другой – ее загрязняет.) 

Занятость в других профессиях (прядение, пошив одежды, добыча торфа, извоз и пр.) зависела напрямую от ткачества и пива. Таким образом, экономика была неустойчивой, последствия пожара 1536 года, чумы в 1537 и 1557-58 годах, неурожая кукурузы в 1565 году предшествовали религиозным волнениям 1566 года и ужасным годам войны за независимость.

Сотни семей покинули город после пожара, около 6000 человек (20% населения) умерли во время чумы в 1557-1558 году. В середине столетия многие предприятия разорились. В пивоваренном бизнесе торжествовала голландская пословица «Большая рыбка съест маленькую», в основном потому, что большие рыбки сидели в управлении городом [20].


В искусствоведческих исследованиях периода с 1566 по 1600 год более всего освещались два вопроса: конец религиозного диктата и перемещение фламандских художников и ремесленников на север (вместе с потоками беженцев, уходящих от экономических бедствий и религиозных притеснений). Это было и существенной составляющей истории Дельфта, что будет показано ниже. 

Но, как указано в главе 7, можно предположить, что изменения в экономике города в шестнадцатом веке также являются существенным фактором в жизни того времени, и что этот период не может быть описан только как время упадка, но и как время объединения. 

Примечательно, что очень часто существенная часть наследуемого богатства (или женитьбы на наследнике) связана с художниками, артдилерами и коллекционерами семнадцатого столетия. 

Первоначальный капитал, созданный в средние века и вложенный, к примеру, в захваченные у монастырей земли, существенно влиял на формирование культурной среды в Дельфте, и дополнялся сосредоточением богатства в Гааге. 

Таким образом, прежняя характеристика голландской общественности как «среднего класса, который не может покровительствовать художественной жизни», видимо, меньше всего подходит к Дельфту и к жителям таких городов, как Харлем и Амстердам [21].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики