Пост 63. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 9
Из пепла
Даже из этого беглого обзора событий
в общественной и религиозной жизни Дельфта тех времен ясно, какие изменения
происходили в городе. После пожара 1536 году, который уничтожил более половины
западной части Дельфта (рис. 28), были отстроены заново больше двух тысяч
домов. Они немного поменялись в планировке, но фасады поднялись над уровнем
земли и были сделаны почти исключительно из камня в стиле смеси поздней готики
и Возрождения.
Новые кварталы, новая ратуша (рис.2) и другие общественные
здания первой половины семнадцатого столетия (такие, как четырехугольные мясные
ряды, 1650 год), придали Дельфту особый характер. Большая часть
достопримечательностей города, отмечаемая посетителями в первой главе, касалась
площадей и каналов, окруженных строениями, возведенными (в большинстве) с 1550
по 1650 годы [19].
Кроме того, были восстановлены два больших собора и
реконструирована часть монастырей, превращенных в общественные здания или
мастерские. Эвелин и Пепис восприняли город современным и процветающим.
Действительность была несколько
сложнее. Два производства Дельфта -пивоварение и ткацкое – значительно
уменьшились в второй половине семнадцатого века прежде всего из-за конкуренции
других городов, а также из-за изменений в средневековой системе торговых
привилегий. (Есть еще один фактор – несовместимость этих двух видов
производства: один требует чистой воды, другой – ее загрязняет.)
Занятость в
других профессиях (прядение, пошив одежды, добыча торфа, извоз и пр.) зависела
напрямую от ткачества и пива. Таким образом, экономика была неустойчивой,
последствия пожара 1536 года, чумы в 1537 и 1557-58 годах, неурожая кукурузы в
1565 году предшествовали религиозным волнениям 1566 года и ужасным годам войны
за независимость.
Сотни семей покинули город после пожара, около 6000 человек
(20% населения) умерли во время чумы в 1557-1558 году. В середине столетия
многие предприятия разорились. В пивоваренном бизнесе торжествовала голландская
пословица «Большая рыбка съест маленькую», в основном потому, что большие рыбки
сидели в управлении городом [20].
В искусствоведческих исследованиях
периода с 1566 по 1600 год более всего освещались два вопроса: конец
религиозного диктата и перемещение фламандских художников и ремесленников на
север (вместе с потоками беженцев, уходящих от экономических бедствий и
религиозных притеснений). Это было и существенной составляющей истории Дельфта,
что будет показано ниже.
Но, как указано в главе 7, можно предположить, что
изменения в экономике города в шестнадцатом веке также являются существенным фактором
в жизни того времени, и что этот период не может быть описан только как время
упадка, но и как время объединения.
Примечательно, что очень часто существенная
часть наследуемого богатства (или женитьбы на наследнике) связана с
художниками, артдилерами и коллекционерами семнадцатого столетия.
Первоначальный капитал, созданный в средние века и вложенный, к примеру, в
захваченные у монастырей земли, существенно влиял на формирование культурной
среды в Дельфте, и дополнялся сосредоточением богатства в Гааге.
Таким образом,
прежняя характеристика голландской общественности как «среднего класса, который
не может покровительствовать художественной жизни», видимо, меньше всего
подходит к Дельфту и к жителям таких городов, как Харлем и Амстердам [21].
Комментарии
Отправить комментарий