Пост 66. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 12

Два выдающихся художника работали в Дельфте в конце пятнацатого столетия. Мастер Богородицы среди девственниц – неизвестный художник, названный так по картине в Амстердаме (рис. 29), творил в Дельфте, что подтверждается гравюрами на дереве, опубликованными в двух городских типографиях: Якоба ван дер Меера (который в 1477 году продавал Библию, первую напечатанную в Голландии книгу) и его преемника Кристиана Снеллерта [26]. 

Упрощенные формы и несложная композиция его картины, спокойные молодые женщины с опущенными глазами, одетые в дорогие платья, могут напомнить некоторым читателям работы художников Дельфта, творивших два столетия спустя. 

Если здесь есть какой-либо повод для устаревших сравнений, то его снова можно найти в более широкой точке зрения, в стремлении к обобщению и упрощению, которое, вероятно, отражает знание мастеров об искуссве в южных Нидерландах и Утрехте, направления, которые сохранились в Дельфте в XVII веке [27]. 

Что касается женской утонченности – ее можно связать с тем, что изобразительное искусство в Дельфте зависело от покровительства небольшой аристократической прослойки общества.

 Другие особенности этого мастера из Дельфта, которые восхищали в работах Юуса ван Гента (в Антверпене) и Хуго ван дер Го, мы здесь не рассматриваем. Тем не менее, две вещи должны быть упомянуты: Дельфтский канон Хуго де Гроота (умер в 1509 году), чей портрет работы мастера Богородицы среди девственниц висел над могилой сиделки в Новой кирхе [28], и группа святых в амстердамской картине (рис. 29) - Катарина, Сесилия, Барбара и Урсула – все, чьи имена даны церквям или монастырям в Дельфте.


Другой известный художник конца пятнадцатого столетия – Мастер из Дельфта, написавший створки триптиха, датируемые приблизительно 1510 годом (частная коллекция, Кельн). 

Эти панели изображают семью жертвователя, которая опознается по записи на приделе. Отец семейства – бургомистр Дельфта Дирк ван Беест (умер в 1545 году), его старший сын – монах –картезианец монастыря св. Варфоломея, который находился вне пределов городской черты. 

Другой триптих той же руки включает в себя портрет епископа Утрехта Давида Бургундского (умер в 1496 году) в облике святого – покровителя (Rijksmuseum, Амстердам). 

Но шедевром художника принято считать триптих, представляющий сцены из страстей Господних (рис. 30), на котором изображена башня Новой кирхи на заднем плане (как она выглядела до удара молнией в 1536 году, приведшего к Большому пожару) [29].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики