Пост 122. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 37

В 1640-х годах Ван Бассен и еще более Хоукгест писали более естественные эффекты цвета, света, текстуры и пространства, чем прежде. 

У Ван Бассена - старшего художника (его картины датируются от 1614 года и дальше) и действующего архитектора - подход существенно меняется в зависимости от того, изображает ли он действительный объект архитектуры или нет. (Лондонская картина 1638 года, к примеру (рис. 90), соответствует стилю "Renessaince Church" 1640 года в пражской Национальной галерее) [208]

Самые ранние произведения Хоукгеста датируются много позднее картин Ван Бассена, серединой 1630 годов, и очевидно, что Ван Бассен передавал впечатление от архитектуры пространством и светом. Вероятно, он изучал работы других мастеров, включая Саенредама, Ван Стенвика и роттердамца Антония де Лорме (для которого Паламедеш иногда писал фигуры).

Начиная примерно с 1640 года и дальше все эти художники стремились изображать пространство с помощью контраста света и тени, иногда сильно напоминающего прием Хоукгеста в его картине "Вид католической церкви" 1648 года (рис. 95). 

Этот тип композиции - нецентрированная фронтальная проекция - был использован Ван Стенвиком, Ван Бассеном, Ван Деленом и Саенредамом. Здесь пространство постепенно "съеживается" к хорам на фоне и расширяется сбоку в трансепте слева. Освещенная солнцем колонна и простенок (где человек молит о милосердии) замедляют ритм этого перехода и фокусируют внимание на центре картины. 

Архитектура сама по себе "воображаемая" только в узком смысле, то есть, это никогда не было построено; она очень близка по стилю к церквям барокко в испанских Нидерландах [209]. В некоторых отношениях - теплая тональность, тени и силуэты, дневной свет, льющийся сбоку - полотно не только кажется соединившим в себе  другие жанры середины и понца 1640-х годов (см. кат. № 56), но и предвосхищают множество ранних архитектурных видов Эмануэля де Витте (см. кат. №91).

Светящаяся зона слева с колоннами, которые делят поле зрения, предвосхищают некоторые особенности картин Хоукгеста, датированные несколькими годами позже (см. кат. № 38).


Конечно, работы Хоукгеста начала 1650-х годов не были прямым развитием его ранних работ, обусловленных другими требованиями к рисованию существующих объектов архитектуры. Но его воображаемые виды показывают, что он пробовал и изображал, чтобы отвечать потребностям новых обстоятельств. 

По мере изучения этого жанра глубже понимаешь легкость, с которой такие художники, как Хоукгест и Ван Бассен могли совместить элементы, взятые с существующих церквей, с картин других художников - реальных или воображаемых зданий, и по своему усмотрению использовать изменение формата, возврат к прежнему, перестановку объектов, изменение освещения и так далее. 

Этот прием - который неоднократно упоминался Эрнстом Гомбрихом (Ernst Gombrich) [210] - выявляется при внимательном изучении даже сугубо реалистичных работ голландских мастеров, включая работы наиболее заметных художников Дельфта в 1650-х годах: Фабрициуса, Де Витте,Де Хооха и Вермеера. 

Ниже будет обсуждаться подход Хоукгеста 1650-1651 годах к существующей на самом деле архитектуре (см. кат. №№ 37-40), который представляет собой как новую выразительность зрительного впечатления, так и изображение в старой манере [211].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики