Пост 122. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 37
В 1640-х годах Ван Бассен и еще более Хоукгест писали более
естественные эффекты цвета, света, текстуры и пространства, чем прежде.
У Ван
Бассена - старшего художника (его картины датируются от 1614 года и дальше) и
действующего архитектора - подход существенно меняется в зависимости от того,
изображает ли он действительный объект архитектуры или нет. (Лондонская картина
1638 года, к примеру (рис. 90), соответствует стилю "Renessaince Church" 1640 года в пражской
Национальной галерее) [208].
Самые ранние произведения Хоукгеста датируются
много позднее картин Ван Бассена, серединой 1630 годов, и очевидно, что Ван
Бассен передавал впечатление от архитектуры пространством и светом. Вероятно,
он изучал работы других мастеров, включая Саенредама, Ван Стенвика и
роттердамца Антония де Лорме (для которого Паламедеш иногда писал фигуры).
Начиная примерно с 1640 года и дальше все эти художники
стремились изображать пространство с помощью контраста света и тени, иногда
сильно напоминающего прием Хоукгеста в его картине "Вид католической
церкви" 1648 года (рис. 95).
Этот тип композиции - нецентрированная
фронтальная проекция - был использован Ван Стенвиком, Ван Бассеном, Ван Деленом
и Саенредамом. Здесь пространство постепенно "съеживается" к хорам на
фоне и расширяется сбоку в трансепте слева. Освещенная солнцем колонна и
простенок (где человек молит о милосердии) замедляют ритм этого перехода и
фокусируют внимание на центре картины.
Архитектура сама по себе
"воображаемая" только в узком смысле, то есть, это никогда не было
построено; она очень близка по стилю к церквям барокко в испанских Нидерландах [209]. В некоторых
отношениях - теплая тональность, тени и силуэты, дневной свет, льющийся сбоку -
полотно не только кажется соединившим в себе
другие жанры середины и понца 1640-х годов (см. кат. № 56), но и
предвосхищают множество ранних архитектурных видов Эмануэля де Витте (см. кат.
№91).
Светящаяся зона слева с колоннами, которые делят поле зрения,
предвосхищают некоторые особенности картин Хоукгеста, датированные несколькими
годами позже (см. кат. № 38).
Конечно, работы Хоукгеста начала 1650-х годов не были прямым
развитием его ранних работ, обусловленных другими требованиями к рисованию
существующих объектов архитектуры. Но его воображаемые виды показывают, что он
пробовал и изображал, чтобы отвечать потребностям новых обстоятельств.
По мере
изучения этого жанра глубже понимаешь легкость, с которой такие художники, как
Хоукгест и Ван Бассен могли совместить элементы, взятые с существующих церквей,
с картин других художников - реальных или воображаемых зданий, и по своему
усмотрению использовать изменение формата, возврат к прежнему, перестановку
объектов, изменение освещения и так далее.
Этот прием - который неоднократно
упоминался Эрнстом Гомбрихом (Ernst Gombrich) [210] - выявляется при
внимательном изучении даже сугубо реалистичных работ голландских мастеров,
включая работы наиболее заметных художников Дельфта в 1650-х годах: Фабрициуса,
Де Витте,Де Хооха и Вермеера.
Ниже будет обсуждаться подход Хоукгеста 1650-1651
годах к существующей на самом деле архитектуре (см. кат. №№ 37-40), который
представляет собой как новую выразительность зрительного впечатления, так и
изображение в старой манере [211].
Комментарии
Отправить комментарий