Пост 120. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 35
Аналогичное сравнение можно сделать между "прекрасно
построенным дворцом или деревенским домиком в итальянском стиле" королевы
Богемии (как писал Эвелин в 1641 году) [194] и изображенной Ван
Бассеном резиденции, которую - в лучшие времена - он мог построить вслед за Cunerakerk в Реене (см. рис. 91,
на котором вариант этой церкви виден на заднем плане).
Конечно, архитектурные
формы заднего плана выглядят неправдоподобно; они как бы копируют мотивы,
которые Хендрик ван Стеенвик-младший использовал в картинах, написанных для
брата королевы Богемии в Лондоне (например, "Карл I в воображаемом дворце"
1626-1627 года работы Ван Стеенвика и Даниеля Мийтенса, галерея Сабауда,
Турин) и в написанных позднее работах в
Гааге или в ее окрестностях (возможно, от 1638 года до его смерти в 1649 году) [195].
Тем не менее, дворец
на среднем плане с несколькими окнами и статуями вокруг педимента точно
соответствует дому, который Гюйгенс спроектировал и построил для себя (с
помощью Ван Кампена) в Гааге между 1635 и 1637 годами (см. рис. 16) [196]. И если фонтаны могут
напомнить о тех, которые были выполнены Адрианом де Врие (1556-1626) для
иностранных монархов, то придворные на фоне и фигуры сзади - как воспоминание о
совместном деле в Бинненхофе в те времена, когда была написана картина.
В 1634 году Ван Бассен изображает
большой зал с Фридрихом V и Елизаветой Стюарт на публичном обеде (частная
коллекция; вариант ест во дворце Хемптон). В повторе композиции Хаукгеста,
датированном 1635 годом (тоже во дворце Хемптон, рис. 92), появляются Карл I,
Генриетта Мария и принц Уэльский (собственник картины, как и Карл II). Картины
изображают виды дворца в Ренене (Нидерланды - Б.Р.) и банкетного зала в
Уайтхолле, видимо, по ошибке [197].
Но стиль архитектуры таков, что гости должны были бы чувствовать себя, как у
себя дома.
Вероятно, Елизавета или ее преданный поклонник Вильям, граф Крейвен
заказали эти картины [198].
Но эта идея не могла прийти в голову никому из тех (например, Эвелину), кто
"был удостоен чести целовать ручку ее величества" ( включая Ван Бассена).
В начале 1630 годов Ван Делен написал пять больших полотен
(четыре из которых были высотой 10 футов или 3.1 м), которые, как очевидно,
были установлены в доме на Ланг
Вийвенберг в Гааге (сейчас это номер 11), который принадлежал графу Флорису II
ван Палландту ван Куленборгу.
Одна из
таких фресок показывает классический дворец под открытым небом, в котором
находятся граф ФредерикV и Фредерик Хендрик [199]. Такое же оформление
с высокопоставленными персонами дополняют три другие фрески, составляющие ансамбль,
раскрывающий стены обычной комнаты перспективами там и там.
На коротком полотне
(ширина которого, тем не менее, составляет 10 футов) граф Гравен и Елизавета
Стюарт стоят в центре внушительной комнаты в стороне от элегантной компании,
большая часть которой сидит (рис. 93). (Сравнение с одним из дельфтских
интерьеров Питера де Хоха, таким, как на кат. № 29, показывает различие классов
общества и убранства помещений - исключая плитки пола, которые нигде не
встречаются в покоях де Хоха.) У Ван Делена, Ван Бассена (которому приписывали
авторство фресок) и у Хоукгеста в 1630-1640 годах было много общего, включая
высоких покровителей в Гааге.
Комментарии
Отправить комментарий