Пост 120. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 35

Аналогичное сравнение можно сделать между "прекрасно построенным дворцом или деревенским домиком в итальянском стиле" королевы Богемии (как писал Эвелин в 1641 году) [194] и изображенной Ван Бассеном резиденции, которую - в лучшие времена - он мог построить вслед за Cunerakerk в Реене (см. рис. 91, на котором вариант этой церкви виден на заднем плане). 

Конечно, архитектурные формы заднего плана выглядят неправдоподобно; они как бы копируют мотивы, которые Хендрик ван Стеенвик-младший использовал в картинах, написанных для брата королевы Богемии в Лондоне (например,  "Карл I в воображаемом дворце" 1626-1627 года работы Ван Стеенвика и Даниеля Мийтенса, галерея Сабауда, Турин)  и в написанных позднее работах в Гааге или в ее окрестностях (возможно, от 1638 года до его смерти в 1649 году) [195]

Тем не менее, дворец на среднем плане с несколькими окнами и статуями вокруг педимента точно соответствует дому, который Гюйгенс спроектировал и построил для себя (с помощью Ван Кампена) в Гааге между 1635 и 1637 годами (см. рис. 16) [196]. И если фонтаны могут напомнить о тех, которые были выполнены Адрианом де Врие (1556-1626) для иностранных монархов, то придворные на фоне и фигуры сзади - как воспоминание о совместном деле в Бинненхофе в те времена, когда была написана картина.

В 1634 году Ван Бассен изображает большой зал с Фридрихом V и Елизаветой Стюарт на публичном обеде (частная коллекция; вариант ест во дворце Хемптон). В повторе композиции Хаукгеста, датированном 1635 годом (тоже во дворце Хемптон, рис. 92), появляются Карл I, Генриетта Мария и принц Уэльский (собственник картины, как и Карл II). Картины изображают виды дворца в Ренене (Нидерланды - Б.Р.) и банкетного зала в Уайтхолле, видимо, по ошибке [197]. Но стиль архитектуры таков, что гости должны были бы чувствовать себя, как у себя дома. 

Вероятно, Елизавета или ее преданный поклонник Вильям, граф Крейвен заказали эти картины [198]. Но эта идея не могла прийти в голову никому из тех (например, Эвелину), кто "был удостоен чести целовать ручку ее величества" ( включая Ван Бассена). 


В начале 1630 годов Ван Делен написал пять больших полотен (четыре из которых были высотой 10 футов или 3.1 м), которые, как очевидно, были установлены в доме  на Ланг Вийвенберг в Гааге (сейчас это номер 11), который принадлежал графу Флорису II ван Палландту ван Куленборгу.  

Одна из таких фресок показывает классический дворец под открытым небом, в котором находятся граф ФредерикV и Фредерик Хендрик [199]. Такое же оформление с высокопоставленными персонами дополняют три другие фрески, составляющие ансамбль, раскрывающий стены обычной комнаты перспективами там и там. 

На коротком полотне (ширина которого, тем не менее, составляет 10 футов) граф Гравен и Елизавета Стюарт стоят в центре внушительной комнаты в стороне от элегантной компании, большая часть которой сидит (рис. 93). (Сравнение с одним из дельфтских интерьеров Питера де Хоха, таким, как на кат. № 29, показывает различие классов общества и убранства помещений - исключая плитки пола, которые нигде не встречаются в покоях де Хоха.) У Ван Делена, Ван Бассена (которому приписывали авторство фресок) и у Хоукгеста в 1630-1640 годах было много общего, включая высоких покровителей в Гааге. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики