Пост 121. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 36

Однако картины этого типа разыгрываются в лотереях и появляются в коллекциях в других городах.  Монтиас называет  "Вид с Аманом" Ван Бассена в Дордрехте (1656), дворец "Ван Беелен" (должно быть Ван Делен) в Амстердаме (1636), тридцать "перспектив" из Дельфта между 1620 и 1680 годами, тридцать семь других полотен, на которых представлены церкви или дворцы [200].  На заднем плане справа в семейном портрете семьи Ван дер Дюссен работы Хендрика ван Влие (кат. № 80) показана небольшая висящая на стене картина классической аркады. Одна из картин Ван Бассена или Хоукгеста в соборе св. Петра в Риме, пожалуй, больше всего подходит к такому католическому собору [201]. Конечно, если эта маленькая картина существовала, на ней могли быть библейские персонажи, или она просто могла быть плодом воображения Ван Влие, вставленная для заполнения пространства. Монтиас обнаружил, что большинство собственников картин с изображением соборов и дворцов - "реформисты, богатые или известные в обществе люди" [202].
Известен один дельфтский художник, автор картины, напоминающей полотна Вредемана де Врие, -  Питер Антонис ван Бронхорст (1588-1661), чей "Суд Соломона" (рис. 94) был написан в 1622 году для дельфсткого суда [203].

Великолепный вид ренессансной архитектуры просматривается с намеренно пониженной точки обзора, позволившей Ван Бронкхорсту расположить статую Юстиции над драматической сценой, вероятно, чтобы напомнить фигуру Юстиции работы Хендрика де Кейзера (1620), установленную над классическим фасадом дельфтской ратуши [204]

Аналогично, изображения многих сводчатых галерей кажутся взятыми с портика Де Кейзера (рис. 2), сведенными в одну точку, называемую точной схода. Но все оформление лежит вне рассматриваемых рамок, что наводит на мысль, что такой вид "перспективы" был оценен видными гражданами Дельфта.


Выше мы согласились с тем, что Ван Бассен и Хоукгест не работали в строго "реалистичной" манере, потому что их объекты были идеальными.  Можно сравнить их изображение итальянских церквей и дворцов (рис. 91, кат. № 6, 35) с историческими картинами, которые обычно не исполнялись  (и не только в Харлеме) в стиле, в котором были написаны реально существующие места, люди и предметы [205].

 Архитектурные картины "Дворцового стиля" должны были привлекать зрителей в основном художественными приемами, такими, как цветные пятна - кусочки пола в этих композициях увеличивают размеры пространства - и искусная геометрия. 

Личность уходящего Золотого века (голландской живописи - прим. Б.Р.) Питер Тединг ван Беркаут, для которого все голландские деятели искусства были современниками или жили в недавнем прошлом, просто написал, что "наиболее впечатляющей и наиболее интересной стороной (работ Вермеера) является перспектива" [206]

Что он мог бы сказать о картине Хоукгеста в Эдинбурге (кат. № 36)? И каким должно было быть мнение современников Хоукгеста (Тединг ван Беркаут родился в 1643 году), особенно таких любителей архитектуры, как Эвелин и Гюйгенс? В эдинбургской картине фигуры, которые могли быть зарисованы в центре  Гааги, как бы гуляют в колоссальном дворце, который намного больше и тщательнее спроектирован (так мог подумать Гюйгенс), чем изображенный в рафаэлевской "Афинской школе". 

Ничего подобного не могло быть построено в в Европе в семнадцатом веке, хотя сравнительно небольшая "Галерея Аполлона" в Лувре (1661-1663) представляет собой шаг в этом направлении. 

Вероятно, самые схожие виды (с видами на картинах - Б.Р.) в реальных дворцах - те, которые можно увидеть в палаццо Reale at Caserta (в окрестностях Неаполя), который был спроектирован Луиджи Ванвителли, сыном голландского "архитектурного" художника Гаспара ван Виттеля (1652/53-1736) [207].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики