Пост 119. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 34

Хоукгест (см. кат. №№ 35-40) родился приблизительно в 1600 году в Гааге, где его дядя Иоахим Хоукгест (1585 - до 13 июня1644) был успешным портретистом. Хоукгест, вероятно, учился вместе с Ван Бассеном прежде, чем вступил в гильдию в Гааге в 1625 году. 

В 1635 году он переехал в Дельфт, там в следующем году он женился на Елене ван Кромстрийен. В 1639 году он становится членом гильдии художников Дельфта, но в том же году обновляет свое членство в гильдии Гааги. Его теща незадолго до этого вторично вышла замуж за Франсуа Брендийна, адвоката голландского королевского двора.  

В документе от 1640 года записано, что Хоукгест сделал картоны шпалер (предположительно по картинам Ван дер Гахта Van der Gaucht) для Генеральных Штатов [190]. В 1644 году он живет в дельфтской пивоварне "Клешня" (The Claw), вероятно, это говорит о том, что он был совладельцем пивоварни. 

Его брат Отто (умер в 1657 году) уехал в Индию (возможно, по делам службы в Ост-Индской компании). В 1650- годах Хоукгест стал собственником домов, имущества и лошадей и в дальнейшем (насколько это известно) всю оставшуюся жизнь провел в комфорте [191].


Как было сказано, Ван Бассен и Хоукгест "писали в стиле, напоминающем Вредемана де Врие" [192], и это утверждение серьезно подтверждается непосредственным сравнением полотен. Молодые художники просто переносили кое-что из композиционных приемов и архитектурных мотивов стариков.

Что касается игры света и тени, цветовых решений и чувства пространства, воображаемые архитектурные виды Ван Бассена и Хоукгеста, написанные в 1620-1650 годах (см. кат. №№ 6, 35, 36, 37), точно представляют собой работы нового поколения, не напоминающие кого-либо из маньеристов, работавших на рубеже столетий. 

Безусловно, не подлежит сомнению, что написанные Саенредамом действительные виды церквей более реалистичны, точно так же, как виды Харлема работы Саломона ван Рейсдаля отличаются от вображаемых ландшафтов, написанных во фламандской манере Якобом ван Гелем (см. рис. 96, кат. № 22). Но это вопрос не только разницы в местных стилях. 

Почему Ван Бассен и Хоукгест должны были рисовать здания, как если бы они писали с натуры?  Тип архитектурных видов Ван Бассена, которые должны были представлять придворный стиль, предназначались, в основном, для показа современных архитектурных форм в разнообразных сочетаниях как для удовольствия, так и для образования заказчиков. 

Композиции, подобные большому полотну в Эдинбурге (кат. № 36) отображают идеи проектирования того времени, архитектурные принципы и проекты, которые могли бы быть осуществлены даже в Гааге или в Ренене (в меньшем масштабе), если бы Морис жил дольше, или если бы Фредерик V меньше зависел от своих царственных родственников. 

Во дворце в Райсвике с его ионическими колоннами, фронтонами, открытыми портиками и сводчатым окончанием центрального прохода (см. рис. 8; кат. № 101) была резиденция Фридриха Хендрика, которая была закончена в 1630-х годах и которую, по всей вероятности, изобразил в 1638 году Хоукгест (кат. № 35); в нем, можно сказать, воплотились мечты принца о его дворце [193].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики