Пост 105. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 20
Большое полотно
(рис. 66), также датированное 1647 года, вероятно, предназначалось для
определенного места в зале, так как использование балюстрады с фигурами,
видными с нижней точки, напоминает гуляк в Ближней галерее большого зала дворца
в Honselaarsdijk (рис. 12) [98]. Композиция обращена к фигурам на балюстраде,
которые Брамер написал около 1667 года как часть тканевых фресок в Принсенхофе
(рис. 136, левый край).
Брамер также
написал мифологические работы для Honselaarsdijk: «Венера и Адонис» (как и Ван
Ковенберг) и «Флора», которая была частью оформления камина [99].
Как было
сказано выше, работы Ван Ковернберга, датированные с 1640 годов, также
представляют интерес для молодого Вермеера, если смотреть на них шире. Оба
художника заимствовали идеи у Ван
Хонтхорста и художников его круга (к примеру, Ян ван Бронхорст, см. рис. 134).
Подобие их интересов становится
очевидным при сравнении жанровых сцен Ван Ковенберга, датированных с 1626 до
конца 1640-х годов, с ранними работами Вермеера того же толка (см. кат. № 66,
рис. 279). Но с другой стороны, есть и огромные отличия.
Ван Ковенберг
вступил в гильдию художников Гааги в 1647 году и в 1648 году продал свой дом в
Старом Дельфте за 3000 гульденов. Смерть жены принесла ему наследство 6500 гульденов,
которых было достаточно для получения хорошо оплачиваемой должности
кальвинистского пресвитера на следующие 7 лет [100]. Но Ковенберг, судя по его
долгам поставщику вина и другим лавочникам в Гааге, был далеко не святым. В
средине 1650-х годов он уезжает в Кельн, где продолжает писать исторические и
жанровые картины в утрехтском стиле до конца десятилетия. Нет ни одной надежно
датированной работы из 1660-х годов (он умер в Кельне в 1667 году) [101].
В Дельфтской
школе очень мало того, что попадает под определение «барокко», за исключением
некоторых картин Леонарда Брамера. Но применение этого дискредитированного
термина (в частности, по отношению к голландскому искусству) может помочь
показать, что его работы не были настолько необычным феноменом в Дельфте, как
это кажется некоторым авторам [102]. Сравнение композиции «Семирамиды» Ван
Ковенберга (рис. 62), скорее всего навеянной работами Рубенса, с одной из
многих подобных композций Брамера (рис. 68) показывает, что в 1640 годах оба
художника двигались в одинаковом направлении.
Главные фигуры
большой картины Брамера «Отречение святого Петра» 1642 года (рис. 69) напоминают
типы и позы Ван Ковенберга, так же, как и голландских и фламандских художников,
в частности, Ван Хонтхорста и Герарда Сегерса, которых считают прогрессивными.
Леонард
Слаткес указывает на другой источник влияния на Брамера, который «незаслуженно
не упоминается» - на роттердамского современника Ван Ковенберга Крийна
Волмарийна (Crijn Volmarijn), см. рис. 57, и предупреждает, что «в 1642 году ни Хонтхорст, ни
Сегерс не могли считаться частью действующего кружка караваджистов» [103]. Но
Ван Ковенберг определенно был в этом кружке: он продолжал писать караваджийские
сюжеты в течение 1640-х и даже 1650-х годов, в то же самое время следуя
«классическому» стилю Ван Хонтхорста – более яркому в других работах [104].
Что
касается эффекта освещения от свечей в как бы специально расплывчатом полотне
Брамера (Rijksmuseum), где святой Петр изображен в профиль на заднем плане справа, - он
как бы повторяет ночные сцены Волмарийна 1630-х годов, но – видимо – меньше,
чем полотно Виллема ван Влиета,
написанное ранее в Дельфте (см. рис. 55, 56).
Хендрик - племянник Ван
Влиета – продолжал, видимо, менять идеи в библейской картине, датированной 1658
годом (рис. 70), которая выглядит как сцена в композиции Брамера, если не
считать шторы и детали обстановки (рис. 71) [105].
Ван Влиет – Хендрик, не
Виллем – должен был бы делать другие картины в той же манере или в манере его
дяди; как следует из примечания Ван Блейсвика, он был не только портретист или
художник архитектурных форм (как в кат. №№ 80, 81-84), но и «не был неудачником
в мифологии и истории как в дневных сценах, так и при ночном освещении» [106].
Комментарии
Отправить комментарий