Пост 103. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 18

Вероятно, родители жены способствовали продаже в 1632 году большого полотна Ван Ковенбурга «Пленение Самсона» (кат. № 14) городу Дордрехту, где он было установлено в главном зале городской управы [86]. Композиция была взята с гравюры Якоба Матама (Jacob Matham), рис. 235, по большой лондонской картине Рубенса на эту же тему – таково заключение нескольких экспертов. 
Отец Ван Ковенберга был гравером по меди и серебряных дел мастером, что (вероятно) познакомило художника с гравюрами по картинам Рубенса и других художников. Гравюры по картинам фламандских мастеров, приводивших в восторг голландский двор, скорее всего, были знакомы Ван Ковенбергу, когда он в 1634 году писал свою картину "Кимон и Перо" (Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия) и историческое полотно (видимо, по теме Семирамиды) в 1640-х годах, которое известно по зарисованной «памятке» Брамера (рис. 62) [87]. 
«Полет Клоэлии» 1640 года, также зарисованный Брамером, был навеян Рубенсовской картиной того же содержания (находится в Берлине), которая была упомянута как висящая в штабе штатгальтера в Гааге [88].

В исследованиях о Вермеере Ван Ковенберг обычно упоминается вскользь, как «один из характерных мастеров», представляющих сонную атмосферу искусства в Дельфте  до 1650 года [89]. 
С точки зрения количества продукции – картины, рисунки, гравюры, картоны для шпалер - и заработанных денег в 1630-х и 1640-х годах: их было больше, чем в 1650-х и 1660-х годах, а Ван Ковенберг был одним из самых плодовитых мастеров раннего периода. 
Тем не менее, большинство свидетельств, включая все полотна Ван Ковенберга в дворцах принцев, сегодня известны только из документов или они забыты, потому что вкусы середины девятнадцатого века не совпадали со вкусами штатгальтера и других покровителей таких художников, как Ван Ковенберг. 
Дело не в том, что этот второстепенный художник был важен для Вермеера, чьи источники были разнообразнее, чем две известные картины (кат. №№ 64,66), в которых можно увидеть наиболее очевидные параллели. 
Ван Ковенберг, если судить по документам, в 1640- годах был наиболее успешным дельфтским художником, и его работы имели большой вес в мире искусства, в котором формировался Вермеер. 
Для примера, вопрос о том, как (и почему) Вермеер заимствовал множество идей самых ранних художников Утрехта (ученые полагают, что он провел там некоторое время [90] или воспринял вкус у Брамера) [91] является излишним, если внимательно посмотреть на Ван Ковенберга, который в течение второй четверти столетия повторял формы, взятые у Ван Хонтхорста и его коллег, и с 1638 по 1647 регулярно получал от 400 до 600 гульденов за каждую большую картину в его версии, выполненную в утрехтском стиле (предельная цена была такой, что Монконис признал ее в десять раз большей стоимости картин Вермеера в 1663 году, см. стр. 16).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики