Пост 103. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 18
Вероятно, родители жены способствовали
продаже в 1632 году большого полотна Ван Ковенбурга «Пленение Самсона» (кат. №
14) городу Дордрехту, где он было установлено в главном зале городской управы [86].
Композиция была взята с гравюры Якоба Матама (Jacob Matham),
рис. 235, по большой лондонской картине Рубенса на эту же тему – таково
заключение нескольких экспертов.
Отец Ван Ковенберга был гравером по меди и
серебряных дел мастером, что (вероятно) познакомило художника с гравюрами по
картинам Рубенса и других художников. Гравюры по картинам фламандских мастеров,
приводивших в восторг голландский двор, скорее всего, были знакомы Ван
Ковенбергу, когда он в 1634 году писал свою картину "Кимон и Перо"
(Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия) и историческое полотно (видимо, по теме
Семирамиды) в 1640-х годах, которое известно по зарисованной «памятке» Брамера
(рис. 62) [87].
«Полет Клоэлии» 1640 года, также зарисованный Брамером, был
навеян Рубенсовской картиной того же содержания (находится в Берлине), которая
была упомянута как висящая в штабе штатгальтера в Гааге [88].
В исследованиях о Вермеере Ван Ковенберг
обычно упоминается вскользь, как «один из характерных мастеров», представляющих
сонную атмосферу искусства в Дельфте до
1650 года [89].
С точки зрения количества продукции – картины, рисунки,
гравюры, картоны для шпалер - и заработанных денег в 1630-х и 1640-х годах: их
было больше, чем в 1650-х и 1660-х годах, а Ван Ковенберг был одним из самых
плодовитых мастеров раннего периода.
Тем не менее, большинство свидетельств,
включая все полотна Ван Ковенберга в дворцах принцев, сегодня известны только
из документов или они забыты, потому что вкусы середины девятнадцатого века не
совпадали со вкусами штатгальтера и других покровителей таких художников, как
Ван Ковенберг.
Дело не в том, что этот второстепенный художник был важен для
Вермеера, чьи источники были разнообразнее, чем две известные картины (кат. №№
64,66), в которых можно увидеть наиболее очевидные параллели.
Ван Ковенберг,
если судить по документам, в 1640- годах был наиболее успешным дельфтским
художником, и его работы имели большой вес в мире искусства, в котором
формировался Вермеер.
Для примера, вопрос о том, как (и почему) Вермеер
заимствовал множество идей самых ранних художников Утрехта (ученые полагают, что
он провел там некоторое время [90] или воспринял вкус у Брамера) [91] является
излишним, если внимательно посмотреть на Ван Ковенберга, который в течение
второй четверти столетия повторял формы, взятые у Ван Хонтхорста и его коллег,
и с 1638 по 1647 регулярно получал от 400 до 600 гульденов за каждую большую
картину в его версии, выполненную в утрехтском стиле (предельная цена была такой,
что Монконис признал ее в десять раз большей стоимости картин Вермеера в 1663
году, см. стр. 16).
Комментарии
Отправить комментарий