Пост 103. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 18

Вероятно, родители жены способствовали продаже в 1632 году большого полотна Ван Ковенбурга «Пленение Самсона» (кат. № 14) городу Дордрехту, где он было установлено в главном зале городской управы [86]. Композиция была взята с гравюры Якоба Матама (Jacob Matham), рис. 235, по большой лондонской картине Рубенса на эту же тему – таково заключение нескольких экспертов. 
Отец Ван Ковенберга был гравером по меди и серебряных дел мастером, что (вероятно) познакомило художника с гравюрами по картинам Рубенса и других художников. Гравюры по картинам фламандских мастеров, приводивших в восторг голландский двор, скорее всего, были знакомы Ван Ковенбергу, когда он в 1634 году писал свою картину "Кимон и Перо" (Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия) и историческое полотно (видимо, по теме Семирамиды) в 1640-х годах, которое известно по зарисованной «памятке» Брамера (рис. 62) [87]. 
«Полет Клоэлии» 1640 года, также зарисованный Брамером, был навеян Рубенсовской картиной того же содержания (находится в Берлине), которая была упомянута как висящая в штабе штатгальтера в Гааге [88].

В исследованиях о Вермеере Ван Ковенберг обычно упоминается вскользь, как «один из характерных мастеров», представляющих сонную атмосферу искусства в Дельфте  до 1650 года [89]. 
С точки зрения количества продукции – картины, рисунки, гравюры, картоны для шпалер - и заработанных денег в 1630-х и 1640-х годах: их было больше, чем в 1650-х и 1660-х годах, а Ван Ковенберг был одним из самых плодовитых мастеров раннего периода. 
Тем не менее, большинство свидетельств, включая все полотна Ван Ковенберга в дворцах принцев, сегодня известны только из документов или они забыты, потому что вкусы середины девятнадцатого века не совпадали со вкусами штатгальтера и других покровителей таких художников, как Ван Ковенберг. 
Дело не в том, что этот второстепенный художник был важен для Вермеера, чьи источники были разнообразнее, чем две известные картины (кат. №№ 64,66), в которых можно увидеть наиболее очевидные параллели. 
Ван Ковенберг, если судить по документам, в 1640- годах был наиболее успешным дельфтским художником, и его работы имели большой вес в мире искусства, в котором формировался Вермеер. 
Для примера, вопрос о том, как (и почему) Вермеер заимствовал множество идей самых ранних художников Утрехта (ученые полагают, что он провел там некоторое время [90] или воспринял вкус у Брамера) [91] является излишним, если внимательно посмотреть на Ван Ковенберга, который в течение второй четверти столетия повторял формы, взятые у Ван Хонтхорста и его коллег, и с 1638 по 1647 регулярно получал от 400 до 600 гульденов за каждую большую картину в его версии, выполненную в утрехтском стиле (предельная цена была такой, что Монконис признал ее в десять раз большей стоимости картин Вермеера в 1663 году, см. стр. 16).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"