Пост 102. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 17
Ван Ковенберг – художник, опыт и
темперамент которого очень сильно отличаются от Ван Влие. Тем не менее, их
одновременный интерес к работе Ван
Хортхорста должен был иметь причину [79].
Предполагается, что Ван Ковенберг
после учебы вместе с неким Ян ван Несом не поехал в Италию, как намеревался, а
находился в Утрехте между 1624 и 1626 годами [80]. Это вполне вероятно, если
принять во внимание, что молодой художник был знаком с работами Дирка ван
Бабурена и Хендрика Тер Брюггена, а также Ван Хонтхорста, датированных этим
периодом.
Вольфганг Майер-Прескер (Wolfgang
Maier-Preusker) отметил несколько
очевидных соответствий между композициями этих трех утрехтских художников и
жанровыми полотнами Ван Ковенберга, датированными от 1626 года (см. рис. 279); вероятно, это важно, что он вступил в
Дельфтскую гильдию годом раньше (25 октября 1627 года) и находился в ней до
конца 1650-х годов [81].
Упомянутое сравнение можно продолжить: «Игроки в трик-трак» 1630 года (рис. 61) –
производная от хорошо известной композиции Ван Хонтхорста, датированной 1624
годом (утрачена в Берлине во время второй мировой войны), и проливает немного
света на художника; тогда становится ясно, что «Философ и ученики» 1626 года
работы Ван Хонтхорста – это отправная точка для Ван Влиета (рис. 56).
Но почему
Ван Ковенберг так часто повторяет типы фигур, особенно их позы (некоторые из
них совершенно неустойчивы), и композиционные схемы [82] ? Можно было бы
предположить, что это связано с отсутствием воображения или со скоростью
выполнения работ, но вариации, изменение пропорций и характерная для работ Ван
Ковенберга насыщенность – он часто кажется чем-то средним между Ван Хонтхорстом
и Якобом Иордансом – говорят об обратном.
Известно, что его фигуры и композиции
часто являются как бы обратными прототипам, и это служит основой для другого
предположения, которое подтверждается промежутком времени (порядка двадцати
лет), который отделяет картину (например, «Веселые музыканты», 1642 год, рис.
237) от ее прототипа (в этом случае – «Веселый скрипач» Ван Хорнхорста, 1623
год) [83].
Кажется вполне возможным, что Ван Ковенберг в 1624-1626 годах
побывал в Утрехте и заполнил свой портфель рисунками по композициями Ван
Хонтхорста, Тер Брюггена и других, к которым он обращался в течение последующих
двадцати лет.
Когда Ван Ковенберг присоединился к
гильдии Дельфта осенью 1627 года, он обозначил себя как исторический художник,
хотя в период между 1626 и 1629 годами жанровые сцены занимали в его творчестве
заметное место.
Желание быть историческим художником было всеобщим, но в конце
1620-х годов экономика была слабой, и для получения ведущей роли нужны были
исключительный талант, связи и весомые побудительные мотивы.
У Ван Ковенберга
были два последних условия. Он был сыном преуспевающего ювелира из Мехелена –
Гиллиса ван Ковенберга, который получил гражданство Дельфта в 1606 году. Гиллис женился на Адриане Восмахер, дочери золотых и
серебряных дел мастера Воутера Восмахера и сестре художника-флориста Якоба
Восмахера (кат. № 88).
Может быть, что Ян ван Нес - учитель Ван Ковенберга –
происходил из богатой семьи; точно известно, что он в двадцатишестилетнем
возрасте в июле 1630 года женился на Элизабет ван дер Дуссен, дочери богатого
пивовара и бургомистра Дирка ван дер Дуссена.
Майер-Пинскер считает, что это –
пример динамического социального восхождения во втором поколении, и сравнивает
его с женитьбой Рембрандта на дочери бургомистра [84].
Но несколько серебряных
дел мастеров сами происходили из богатых семей (например, Франсуа Спиринг), и
Восмаеры были тоже довольно богаты [85].
Комментарии
Отправить комментарий