Пост 102. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 17

Ван Ковенберг – художник, опыт и темперамент которого очень сильно отличаются от Ван Влие. Тем не менее, их одновременный интерес  к работе Ван Хортхорста должен был иметь причину [79]. 
Предполагается, что Ван Ковенберг после учебы вместе с неким Ян ван Несом не поехал в Италию, как намеревался, а находился в Утрехте между 1624 и 1626 годами [80]. Это вполне вероятно, если принять во внимание, что молодой художник был знаком с работами Дирка ван Бабурена и Хендрика Тер Брюггена, а также Ван Хонтхорста, датированных этим периодом. 
Вольфганг Майер-Прескер (Wolfgang Maier-Preusker) отметил несколько очевидных соответствий между композициями этих трех утрехтских художников и жанровыми полотнами Ван Ковенберга, датированными от 1626 года (см. рис. 279);  вероятно, это важно, что он вступил в Дельфтскую гильдию годом раньше (25 октября 1627 года) и находился в ней до конца 1650-х годов [81]. 
Упомянутое сравнение можно продолжить:  «Игроки в трик-трак» 1630 года (рис. 61) – производная от хорошо известной композиции Ван Хонтхорста, датированной 1624 годом (утрачена в Берлине во время второй мировой войны), и проливает немного света на художника; тогда становится ясно, что «Философ и ученики» 1626 года работы Ван Хонтхорста – это отправная точка для Ван Влиета (рис. 56). 
Но почему Ван Ковенберг так часто повторяет типы фигур, особенно их позы (некоторые из них совершенно неустойчивы), и композиционные схемы [82] ? Можно было бы предположить, что это связано с отсутствием воображения или со скоростью выполнения работ, но вариации, изменение пропорций и характерная для работ Ван Ковенберга насыщенность – он часто кажется чем-то средним между Ван Хонтхорстом и Якобом Иордансом – говорят об обратном. 
Известно, что его фигуры и композиции часто являются как бы обратными прототипам, и это служит основой для другого предположения, которое подтверждается промежутком времени (порядка двадцати лет), который отделяет картину (например, «Веселые музыканты», 1642 год, рис. 237) от ее прототипа (в этом случае – «Веселый скрипач» Ван Хорнхорста, 1623 год) [83].
 Кажется вполне возможным, что Ван Ковенберг в 1624-1626 годах побывал в Утрехте и заполнил свой портфель рисунками по композициями Ван Хонтхорста, Тер Брюггена и других, к которым он обращался в течение последующих двадцати лет.
Когда Ван Ковенберг присоединился к гильдии Дельфта осенью 1627 года, он обозначил себя как исторический художник, хотя в период между 1626 и 1629 годами жанровые сцены занимали в его творчестве заметное место. 
Желание быть историческим художником было всеобщим, но в конце 1620-х годов экономика была слабой, и для получения ведущей роли нужны были исключительный талант, связи и весомые побудительные мотивы. 
У Ван Ковенберга были два последних условия. Он был сыном преуспевающего ювелира из Мехелена – Гиллиса ван Ковенберга, который получил гражданство Дельфта в 1606 году. Гиллис  женился на Адриане Восмахер, дочери золотых и серебряных дел мастера Воутера Восмахера и сестре художника-флориста Якоба Восмахера (кат. № 88). 
Может быть, что Ян ван Нес - учитель Ван Ковенберга – происходил из богатой семьи; точно известно, что он в двадцатишестилетнем возрасте в июле 1630 года женился на Элизабет ван дер Дуссен, дочери богатого пивовара и бургомистра Дирка ван дер Дуссена. 
Майер-Пинскер считает, что это – пример динамического социального восхождения во втором поколении, и сравнивает его с женитьбой Рембрандта на дочери бургомистра [84]. 
Но несколько серебряных дел мастеров сами происходили из богатых семей (например, Франсуа Спиринг), и Восмаеры были тоже довольно богаты [85].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики