Пост 95. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 10
То, что это был своеобразный стиль
портретной живописи, сложившийся в южной части провинции Голландия в первой
половине семнадцатого столетия, давно признано.
Термин «Южная Голландия» служит
сокращенным обозначением художников Дельфта и Гааги, а также художников из
других местностей, работавших в такой же манере, например, Давид Бейли
(1584-1657) из Лейдена [47].
Кроме того,
не только дельфтские портретисты являются представителями местной школы. Якоб
Виллемс Дельфф и Ван Миервельд установили традиции, и придворные портретисты и
их последователи придерживались их более строго, чем другие художники из других
местностей.
Это не только вопрос обучения
мастерами своих учеников, это также и вопрос вкуса и социального положения. Надо
думать, что наиболее впечатляющей стороной этого консервативного стиля является
подчеркивание определенной манеры поведения: спокойной, сдержанной, достойной.
Если не учитывать тщательно подобранные атрибуты, характеристики няни не
слишком отличаются от характеристик ее хозяев. Покровители Ван Миервельда не
требовали проводить отличие между членами и не членами семьи. Художник писал их
портреты для потомков. Что касается поз и чувств, которые он изображал у портретируемых,
они не столько говорили об их индивидуальности, сколько об их месте в обществе.
Переход от этой традиции
портретирования, принятой в испанских королевских дворах Брюсселя и Мадрида, не мешал развитию
голландских особенностей. Наблюдательность, пространственное моделирование,
точные линии, логичность, одним словом, «объективность», цветовая гамма,
несущие «стиль Южной Голландии», довольно далеко отстоят от корней – Тициана и
Антонио Моро.
Ван Миервельда и Тициана разделяют, по меньшей мере, два
поколения, и то, что видел он, значительно отличается от того, что увидели у
венецианского художника Рубенс и Ван Дейк.
Естественное изящество Ван Дейка с
его гладкой манерой письма и цветными переливающимися драпировками, эффектные
мазки и выразительные жесты Франса Хальса, драматические эффекты Рембрандта
(портрет кораблестроителя и его жены, написанный по картинам Ван Миервельда) не
нравились большинству избранных в Дельфте, Гааге и придворным принца Морица.
Это изменилось при дворах Фредерика Хендрика и сестры Карла I Елизаветы Стюарт
в Гааге.
В Дельфте таких значительных изменений не было.
Портретированию в этой главе
уделено много места по нескольким причинам, наименее важной из которых является
то, что большинство историков недостаточно оценили Ван Миервельда и его
последователей.
Более важным является факт, что эти художники в свое время
выглядели значительными фигурами, получили заслуженное уважение и их доходы
были от умеренных до весьма значительных (Ван Миервельд, Виллем Дельфф и
Паламедеш выделялись особо) [48].
В итоге, остается вопрос, поставленный в
первой главе: была или нет «Дельфтская школа», и если да, то когда.
Комментарии
Отправить комментарий