Пост 95. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 10

То, что это был своеобразный стиль портретной живописи, сложившийся в южной части провинции Голландия в первой половине семнадцатого столетия, давно признано. 

Термин «Южная Голландия» служит сокращенным обозначением художников Дельфта и Гааги, а также художников из других местностей, работавших в такой же манере, например, Давид Бейли (1584-1657) из Лейдена [47]. 

Кроме  того, не только дельфтские портретисты являются представителями местной школы. Якоб Виллемс Дельфф и Ван Миервельд установили традиции, и придворные портретисты и их последователи придерживались их более строго, чем другие художники из других местностей. 

Это не только вопрос обучения мастерами своих учеников, это также и вопрос вкуса и социального положения. Надо думать, что наиболее впечатляющей стороной этого консервативного стиля является подчеркивание определенной манеры поведения: спокойной, сдержанной, достойной. 

Если не учитывать тщательно подобранные атрибуты, характеристики няни не слишком отличаются от характеристик ее хозяев. Покровители Ван Миервельда не требовали проводить отличие между членами и не членами семьи. Художник писал их портреты для потомков. Что касается поз и чувств, которые он изображал у портретируемых, они не столько говорили об их индивидуальности, сколько об их месте в обществе.

Переход от этой традиции портретирования, принятой в испанских королевских дворах  Брюсселя и Мадрида, не мешал развитию голландских особенностей. Наблюдательность, пространственное моделирование, точные линии, логичность, одним словом, «объективность», цветовая гамма, несущие «стиль Южной Голландии», довольно далеко отстоят от корней – Тициана и Антонио Моро.

Ван Миервельда и Тициана разделяют, по меньшей мере, два поколения, и то, что видел он, значительно отличается от того, что увидели у венецианского художника Рубенс и Ван Дейк. 

Естественное изящество Ван Дейка с его гладкой манерой письма и цветными переливающимися драпировками, эффектные мазки и выразительные жесты Франса Хальса, драматические эффекты Рембрандта (портрет кораблестроителя и его жены, написанный по картинам Ван Миервельда) не нравились большинству избранных в Дельфте, Гааге и придворным принца Морица. Это изменилось при дворах Фредерика Хендрика и сестры Карла I Елизаветы Стюарт в Гааге. 

В Дельфте таких значительных изменений не было.


Портретированию в этой главе уделено много места по нескольким причинам, наименее важной из которых является то, что большинство историков недостаточно оценили Ван Миервельда и его последователей. 

Более важным является факт, что эти художники в свое время выглядели значительными фигурами, получили заслуженное уважение и их доходы были от умеренных до весьма значительных (Ван Миервельд, Виллем Дельфф и Паламедеш выделялись особо) [48]. 

В итоге, остается вопрос, поставленный в первой главе: была или нет «Дельфтская школа», и если да, то когда.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох , Воспитание детей