Пост 95. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 10

То, что это был своеобразный стиль портретной живописи, сложившийся в южной части провинции Голландия в первой половине семнадцатого столетия, давно признано. 

Термин «Южная Голландия» служит сокращенным обозначением художников Дельфта и Гааги, а также художников из других местностей, работавших в такой же манере, например, Давид Бейли (1584-1657) из Лейдена [47]. 

Кроме  того, не только дельфтские портретисты являются представителями местной школы. Якоб Виллемс Дельфф и Ван Миервельд установили традиции, и придворные портретисты и их последователи придерживались их более строго, чем другие художники из других местностей. 

Это не только вопрос обучения мастерами своих учеников, это также и вопрос вкуса и социального положения. Надо думать, что наиболее впечатляющей стороной этого консервативного стиля является подчеркивание определенной манеры поведения: спокойной, сдержанной, достойной. 

Если не учитывать тщательно подобранные атрибуты, характеристики няни не слишком отличаются от характеристик ее хозяев. Покровители Ван Миервельда не требовали проводить отличие между членами и не членами семьи. Художник писал их портреты для потомков. Что касается поз и чувств, которые он изображал у портретируемых, они не столько говорили об их индивидуальности, сколько об их месте в обществе.

Переход от этой традиции портретирования, принятой в испанских королевских дворах  Брюсселя и Мадрида, не мешал развитию голландских особенностей. Наблюдательность, пространственное моделирование, точные линии, логичность, одним словом, «объективность», цветовая гамма, несущие «стиль Южной Голландии», довольно далеко отстоят от корней – Тициана и Антонио Моро.

Ван Миервельда и Тициана разделяют, по меньшей мере, два поколения, и то, что видел он, значительно отличается от того, что увидели у венецианского художника Рубенс и Ван Дейк. 

Естественное изящество Ван Дейка с его гладкой манерой письма и цветными переливающимися драпировками, эффектные мазки и выразительные жесты Франса Хальса, драматические эффекты Рембрандта (портрет кораблестроителя и его жены, написанный по картинам Ван Миервельда) не нравились большинству избранных в Дельфте, Гааге и придворным принца Морица. Это изменилось при дворах Фредерика Хендрика и сестры Карла I Елизаветы Стюарт в Гааге. 

В Дельфте таких значительных изменений не было.


Портретированию в этой главе уделено много места по нескольким причинам, наименее важной из которых является то, что большинство историков недостаточно оценили Ван Миервельда и его последователей. 

Более важным является факт, что эти художники в свое время выглядели значительными фигурами, получили заслуженное уважение и их доходы были от умеренных до весьма значительных (Ван Миервельд, Виллем Дельфф и Паламедеш выделялись особо) [48]. 

В итоге, остается вопрос, поставленный в первой главе: была или нет «Дельфтская школа», и если да, то когда.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики