Пост 94. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 9
В свою очередь Паламедеш в третьей
четверти столетия ушел от веселых компаний и казарм, хотя некоторые из них
сравнимы по качеству с датированными от 1630-х годов [38]. Вероятно, жанровые
сцены сделали его более восприимчивым к новым веяниям в расстановке персонажей
и организации групп: его семейные портреты середины 1630-х годов в Антверпене
(рис. 51) напоминают живые портреты такого типа, написанные в Харлеме и
Амстердаме (Томас де Кейсер, Ян Миенс Моленер и другие).
Изображение пола, тем не
менее, больше похоже на работу художников, соседствующих с Бартоломеусом ван
Бассеном и Герардом Хоукгистом (см. рис. 91, 92, кат. №№ 7, 36) [39]. Одно из
нескольких мест в Голландии, где такие плитки действительно существовали в
домах, было в некоторых комнатах дворца Rijswijk
возле Дельфта (рис. 8) [40].
В несколько более поздних портретах
не столь официальных лиц Дельфта герои Паламедеша выглядят ближе к воспитанным
персонажам Ханнемана того же года (рис. 52) [41]. Аналогично большой семейный
портрет 1665 года работы Паламедеша в музее Бойманс ван Беннингена в Роттердаме
представляет восемь веселых фигур и различных животных, занятых уже
несуществующей игрой на покатом участке деревенской усадьбы – точно как в композициях Яна
Мийтенса, датированных 1640 годами и позднее [42].
Манера Мийтенса писать
семейные портреты вне дома была уже принята в Дельфте Христианом ван
Ковенбергом, чей «Семейный портерт у фонтана» (рис. 53) и подобные работы
датируются с начала 1640-х годов, когда художник писал мифологические охотничьи
сцены для дворца Фредерика Хендрика в Рийсвике [43].
Еще вопрос, который следовало бы
изучить, - сколько дельфтских меценатов заказывали свои портреты в Гааге с
1640-х годов и далее, обращая вспять тенденцию, которая наблюдалась около
тридцати лет.
Майкл Монтиас приводит один пример: в 1669 году Якоб Хугенхук,
капитан милиции Дельфта, позировал Яну де Баену (1633-1702) и заплатил ему
сказочную сумму в 175 гульденов. «Интересно, - отмечает Монтиас, - что каждый
видный гражданин Дельфта должен был заказать свой портрет не местному
художнику» [44].
И в
самом деле, что можно было ожидать от элиты Дельфта, когда все популярные
портретисты находились в Гааге и заказчики шли к ним со всей республики. В
любом случае дельфтские портреты после 1650 года можно считать провинциальными
по отношению к Гааге, где Ханнеман, Мийтенс,
Де Баен и Каспар Нетшер сделали
успешную карьеру в третьей четверти века [45]. Среди тех, кто писал официальные
портреты, только Иоханнес Верколье заслуживает включения в наш каталог (№№
61,62), хотя его работа, можно сказать, иллюстрирует тогдашний стиль Гааги и
уроженцев Амстердама [46].
Комментарии
Отправить комментарий