Пост 94. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 9

В свою очередь Паламедеш в третьей четверти столетия ушел от веселых компаний и казарм, хотя некоторые из них сравнимы по качеству с датированными от 1630-х годов [38]. Вероятно, жанровые сцены сделали его более восприимчивым к новым веяниям в расстановке персонажей и организации групп: его семейные портреты середины 1630-х годов в Антверпене (рис. 51) напоминают живые портреты такого типа, написанные в Харлеме и Амстердаме (Томас де Кейсер, Ян Миенс Моленер и другие). 

Изображение пола, тем не менее, больше похоже на работу художников, соседствующих с Бартоломеусом ван Бассеном и Герардом Хоукгистом (см. рис. 91, 92, кат. №№ 7, 36) [39]. Одно из нескольких мест в Голландии, где такие плитки действительно существовали в домах, было в некоторых комнатах дворца Rijswijk возле Дельфта (рис. 8) [40].

В несколько более поздних портретах не столь официальных лиц Дельфта герои Паламедеша выглядят ближе к воспитанным персонажам Ханнемана того же года (рис. 52) [41]. Аналогично большой семейный портрет 1665 года работы Паламедеша в музее Бойманс ван Беннингена в Роттердаме представляет восемь веселых фигур и различных животных, занятых уже несуществующей игрой на покатом участке деревенской  усадьбы – точно как в композициях Яна Мийтенса, датированных 1640 годами и позднее [42]. 

Манера Мийтенса писать семейные портреты вне дома была уже принята в Дельфте Христианом ван Ковенбергом, чей «Семейный портерт у фонтана» (рис. 53) и подобные работы датируются с начала 1640-х годов, когда художник писал мифологические охотничьи сцены для дворца Фредерика Хендрика в Рийсвике [43]. 


Еще вопрос, который следовало бы изучить, - сколько дельфтских меценатов заказывали свои портреты в Гааге с 1640-х годов и далее, обращая вспять тенденцию, которая наблюдалась около тридцати лет. 

Майкл Монтиас приводит один пример: в 1669 году Якоб Хугенхук, капитан милиции Дельфта, позировал Яну де Баену (1633-1702) и заплатил ему сказочную сумму в 175 гульденов. «Интересно, - отмечает Монтиас, - что каждый видный гражданин Дельфта должен был заказать свой портрет не местному художнику» [44].  

И в самом деле, что можно было ожидать от элиты Дельфта, когда все популярные портретисты находились в Гааге и заказчики шли к ним со всей республики. В любом случае дельфтские портреты после 1650 года можно считать провинциальными по отношению к Гааге, где Ханнеман, Мийтенс, 

Де Баен и Каспар Нетшер сделали успешную карьеру в третьей четверти века [45]. Среди тех, кто писал официальные портреты, только Иоханнес Верколье заслуживает включения в наш каталог (№№ 61,62), хотя его работа, можно сказать, иллюстрирует тогдашний стиль Гааги и уроженцев Амстердама [46].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики