Пост 93. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 8

Если только что упомянутый и ему подобные портреты наводят на мысль, что он был более чем последователем Ван Миервельда, тогда его исторические и жанровые картины, которые мы рассмотрим ниже, сразу подтверждают эту точку зрения (рис. 55, 56, кат. № 85). 

Пальма непоколебимой верности может быть отдана внуку и наследнику Ван Миервельда – Якобу Виллемсу Дельффу Младшему (1619-1661), сыну гравера Виллема Дельффа, чей персональный девиз можно обнаружить на портрете Кристиана Пийла (1640, королевский музей изящных искусств, Антверпен): «М. Миервельд начал, Дельфиус продолжает» [33].

Портреты Дельффа предназначались исключительно для клиентов из Дельфта, и это неудивительно, потому что Ван Хонтхорст, Адриан Ханнеман, Ян Мийтенс и Питер Назон прославились как наилучшие портретисты Гааги, начиная с 1638 года [34]. Характерный пример работы Дельффа – портрет Габриэля Вернатти (рис. 49), чьи  дед и  бабка были написаны Ван Миервельдом в 1610-х годах (Instituut Collectie Nederland). 

В 1648 году Дельфф написал групповой портрет «Офицеры Белого Знамени» (рис. 50) – гражданских гвардейцев, среди которых были он, Леонарт Брамер и  знаток искусства нотариус Виллем де Ланг (все трое – в чине сержантов). Это полотно не столько показывает социальную группу, сколько то, что оно недалеко ушло от «Офицеров Оранжевого Знамени», написанного около 1614 года дядей Дельффа – Рохусом Якобом Дельффом (Prinsenhof, Delft) [35].

В 1640-х годах два старейших портретиста Дельфта Энтони Паламедеш и Хендрик Корнелис ван Влиет (1611/12 – 1675, племянник Виллемса) написали работы более высокого уровня, чем дельфтские; портрет семьи Ван дер Дюссена работы Ван Влиета (кат. № 80) соперничал по качеству с работой дяди. 

Оба художника после 1650 года восприняли новые идеи, тогда как младший Дельфф продолжал работать по-прежнему. Но даже Ван Влиет отставал на десять лет по сравнению с художниками из других городов.

Семейный портрет 1640 года напоминает работу антверпенского художника Корнелиса де Воса 1631 года ("Энтони Рейнерс и его семья", музей искусств, Филадельфия, США) [36]. В датированном 1650-м годом портрете  работы Ван Влиета «Портрет женщины» (Rijksmuseum, Амстердам) и двух портретах 1656 года (появились в продаже в 1999 году) использована композиция 1640-х годов [37], а в женском портрете 1663 года (Rijksmuseum) – схема, известная по картине Ван Хонтхорса «Портрет Амалии ван Сольмс» 1650 года (Rijksmuseum, Амстердам). 

Начиная с 1650-х годов Ван Влиет нарисовал несколько сотен церковных интерьеров (см. кат. №№ 81-84), и портреты стали второстепенной частью его творчества.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"