Пост 93. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 8
Если только что упомянутый и ему
подобные портреты наводят на мысль, что он был более чем последователем Ван
Миервельда, тогда его исторические и жанровые картины, которые мы рассмотрим
ниже, сразу подтверждают эту точку зрения (рис. 55, 56, кат. № 85).
Пальма
непоколебимой верности может быть отдана внуку и наследнику Ван Миервельда –
Якобу Виллемсу Дельффу Младшему (1619-1661), сыну гравера Виллема Дельффа, чей
персональный девиз можно обнаружить на портрете Кристиана Пийла (1640, королевский
музей изящных искусств, Антверпен): «М. Миервельд начал, Дельфиус продолжает» [33].
Портреты
Дельффа предназначались исключительно для клиентов из Дельфта, и это
неудивительно, потому что Ван Хонтхорст, Адриан Ханнеман, Ян Мийтенс и Питер
Назон прославились как наилучшие портретисты Гааги, начиная с 1638 года [34].
Характерный пример работы Дельффа – портрет Габриэля Вернатти (рис. 49),
чьи дед и бабка были написаны Ван Миервельдом в 1610-х
годах (Instituut Collectie Nederland).
В 1648 году Дельфф написал групповой портрет «Офицеры Белого
Знамени» (рис. 50) – гражданских гвардейцев, среди которых были он, Леонарт
Брамер и знаток искусства нотариус
Виллем де Ланг (все трое – в чине сержантов). Это полотно не столько показывает
социальную группу, сколько то, что оно недалеко ушло от «Офицеров Оранжевого
Знамени», написанного около 1614 года дядей Дельффа – Рохусом Якобом Дельффом (Prinsenhof,
Delft) [35].
В 1640-х годах два старейших портретиста
Дельфта Энтони Паламедеш и Хендрик Корнелис ван Влиет (1611/12 – 1675,
племянник Виллемса) написали работы более высокого уровня, чем дельфтские;
портрет семьи Ван дер Дюссена работы Ван Влиета (кат. № 80) соперничал по
качеству с работой дяди.
Оба художника после 1650 года восприняли новые идеи,
тогда как младший Дельфф продолжал работать по-прежнему. Но даже Ван Влиет
отставал на десять лет по сравнению с художниками из других городов.
Семейный портрет 1640 года
напоминает работу антверпенского художника Корнелиса де Воса 1631 года
("Энтони Рейнерс и его семья", музей искусств, Филадельфия, США) [36].
В датированном 1650-м годом портрете
работы Ван Влиета «Портрет женщины» (Rijksmuseum,
Амстердам) и двух портретах 1656 года (появились в продаже в 1999 году)
использована композиция 1640-х годов [37], а в женском портрете 1663 года (Rijksmuseum) – схема, известная по
картине Ван Хонтхорса «Портрет Амалии ван Сольмс» 1650 года (Rijksmuseum, Амстердам).
Начиная с
1650-х годов Ван Влиет нарисовал несколько сотен церковных интерьеров (см. кат.
№№ 81-84), и портреты стали второстепенной частью его творчества.
Комментарии
Отправить комментарий