Пост 93. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 8

Если только что упомянутый и ему подобные портреты наводят на мысль, что он был более чем последователем Ван Миервельда, тогда его исторические и жанровые картины, которые мы рассмотрим ниже, сразу подтверждают эту точку зрения (рис. 55, 56, кат. № 85). 

Пальма непоколебимой верности может быть отдана внуку и наследнику Ван Миервельда – Якобу Виллемсу Дельффу Младшему (1619-1661), сыну гравера Виллема Дельффа, чей персональный девиз можно обнаружить на портрете Кристиана Пийла (1640, королевский музей изящных искусств, Антверпен): «М. Миервельд начал, Дельфиус продолжает» [33].

Портреты Дельффа предназначались исключительно для клиентов из Дельфта, и это неудивительно, потому что Ван Хонтхорст, Адриан Ханнеман, Ян Мийтенс и Питер Назон прославились как наилучшие портретисты Гааги, начиная с 1638 года [34]. Характерный пример работы Дельффа – портрет Габриэля Вернатти (рис. 49), чьи  дед и  бабка были написаны Ван Миервельдом в 1610-х годах (Instituut Collectie Nederland). 

В 1648 году Дельфф написал групповой портрет «Офицеры Белого Знамени» (рис. 50) – гражданских гвардейцев, среди которых были он, Леонарт Брамер и  знаток искусства нотариус Виллем де Ланг (все трое – в чине сержантов). Это полотно не столько показывает социальную группу, сколько то, что оно недалеко ушло от «Офицеров Оранжевого Знамени», написанного около 1614 года дядей Дельффа – Рохусом Якобом Дельффом (Prinsenhof, Delft) [35].

В 1640-х годах два старейших портретиста Дельфта Энтони Паламедеш и Хендрик Корнелис ван Влиет (1611/12 – 1675, племянник Виллемса) написали работы более высокого уровня, чем дельфтские; портрет семьи Ван дер Дюссена работы Ван Влиета (кат. № 80) соперничал по качеству с работой дяди. 

Оба художника после 1650 года восприняли новые идеи, тогда как младший Дельфф продолжал работать по-прежнему. Но даже Ван Влиет отставал на десять лет по сравнению с художниками из других городов.

Семейный портрет 1640 года напоминает работу антверпенского художника Корнелиса де Воса 1631 года ("Энтони Рейнерс и его семья", музей искусств, Филадельфия, США) [36]. В датированном 1650-м годом портрете  работы Ван Влиета «Портрет женщины» (Rijksmuseum, Амстердам) и двух портретах 1656 года (появились в продаже в 1999 году) использована композиция 1640-х годов [37], а в женском портрете 1663 года (Rijksmuseum) – схема, известная по картине Ван Хонтхорса «Портрет Амалии ван Сольмс» 1650 года (Rijksmuseum, Амстердам). 

Начиная с 1650-х годов Ван Влиет нарисовал несколько сотен церковных интерьеров (см. кат. №№ 81-84), и портреты стали второстепенной частью его творчества.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики