Пост 96. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 11

Привычный ответ гласит, что несколько известных художников в средине семнадцатого столетия формировали местную «школу». Например, следуя за ранними историками искусства, Монтиас предполагает, что однажды Паулюс Поттер, Эмануэль де Витте, Карел Фабрициус, Питер де Хох и Вермеер несколько раньше или несколько позже 1650-х годов объединились, и тогда появилась «настоящая школа – в смысле объединения с общими интересами в подходах и технике, с каким-то подобием общности эстетическх воззрений и со значительным взаимовлиянием, и она существовала». 

Что касается предшествующих поколений, Монтиас отмечает, что «невозможно представить более разобщенную группу художников, чем Михиль Миервельд, Балтазар ван дер Аст, Якоб Пинас, Антонио Паламедеш, Симон де Влиегер и Леонерт Брамер, которые работали в 1630-х годах и были достаточно успешными» [49]. 

Годом раньше Кристофер Браун сказал об этом еще более категорично: «это ничего, к примеру, что  работы Якоба Дельффа (Младшего), Эверта ван Эльста [тайного отца Виллема] и Христиана Ковенберга объединяет только то, что они написаны масляными красками» [50].

Тем не менее, если не брать во внимание не слишком известных Пинаса и Де Влиегера, которые недолго работали в Дельфте, и добавим тех, кто был известен современникам как член объединения художников города, то проявляется нечто вроде «настоящей школы». 

Необходимо отметить, что такие ученые, как Ханц Янтсен и Макс Эйслер различаются в определениях этого явления, и это можно увидеть в их жизнеописаниях Ренуара и Моне [51]. 

Построение раздела «Живопись» Эйслера в его книге «Старый Дельфт» достаточно ясно показывает типичный для немецких историков того времени подход. Он делит семнадцатое столетие в Дельфте на Vorgeschichte («Предисторию» до 1640-х годов), Wendung («Поворот» с Паламедешем, Поттером, Хоукгестом при главенстве Фабрициуса),  Die Ernte («Время жатвы» с Питером де Хохом, следующим за Вермеером), Niedergang und Abkehr («Закат и падение» с такими работавшими в то время неудачниками, как Ферколи и стареющий Эгберт ван дер Поэль, Адам Пинакер и Виллем ван Эльст – независимо от места их рождения).

Придраться можно ко многому, но позвольте принять понятие Монтиаса о местной школе и учесть, что мы исследуем работы художников Дельфта различных периодов. 

Мы должны также признать, что не каждый художник соответствует принятым критериям, так что некоторые личности  и некоторые факты всегда будут усложнять работу историков. Но не в области портрета. 

То, что Ван Миервельд и его окружение сформировали «школу» в том смысле, который в это понятие вкладывает Монтиас, не требует дополнительного обсуждения.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"