Пост 96. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 11

Привычный ответ гласит, что несколько известных художников в средине семнадцатого столетия формировали местную «школу». Например, следуя за ранними историками искусства, Монтиас предполагает, что однажды Паулюс Поттер, Эмануэль де Витте, Карел Фабрициус, Питер де Хох и Вермеер несколько раньше или несколько позже 1650-х годов объединились, и тогда появилась «настоящая школа – в смысле объединения с общими интересами в подходах и технике, с каким-то подобием общности эстетическх воззрений и со значительным взаимовлиянием, и она существовала». 

Что касается предшествующих поколений, Монтиас отмечает, что «невозможно представить более разобщенную группу художников, чем Михиль Миервельд, Балтазар ван дер Аст, Якоб Пинас, Антонио Паламедеш, Симон де Влиегер и Леонерт Брамер, которые работали в 1630-х годах и были достаточно успешными» [49]. 

Годом раньше Кристофер Браун сказал об этом еще более категорично: «это ничего, к примеру, что  работы Якоба Дельффа (Младшего), Эверта ван Эльста [тайного отца Виллема] и Христиана Ковенберга объединяет только то, что они написаны масляными красками» [50].

Тем не менее, если не брать во внимание не слишком известных Пинаса и Де Влиегера, которые недолго работали в Дельфте, и добавим тех, кто был известен современникам как член объединения художников города, то проявляется нечто вроде «настоящей школы». 

Необходимо отметить, что такие ученые, как Ханц Янтсен и Макс Эйслер различаются в определениях этого явления, и это можно увидеть в их жизнеописаниях Ренуара и Моне [51]. 

Построение раздела «Живопись» Эйслера в его книге «Старый Дельфт» достаточно ясно показывает типичный для немецких историков того времени подход. Он делит семнадцатое столетие в Дельфте на Vorgeschichte («Предисторию» до 1640-х годов), Wendung («Поворот» с Паламедешем, Поттером, Хоукгестом при главенстве Фабрициуса),  Die Ernte («Время жатвы» с Питером де Хохом, следующим за Вермеером), Niedergang und Abkehr («Закат и падение» с такими работавшими в то время неудачниками, как Ферколи и стареющий Эгберт ван дер Поэль, Адам Пинакер и Виллем ван Эльст – независимо от места их рождения).

Придраться можно ко многому, но позвольте принять понятие Монтиаса о местной школе и учесть, что мы исследуем работы художников Дельфта различных периодов. 

Мы должны также признать, что не каждый художник соответствует принятым критериям, так что некоторые личности  и некоторые факты всегда будут усложнять работу историков. Но не в области портрета. 

То, что Ван Миервельд и его окружение сформировали «школу» в том смысле, который в это понятие вкладывает Монтиас, не требует дополнительного обсуждения.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики