Пост 96. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 11
Привычный ответ гласит, что
несколько известных художников в средине семнадцатого столетия формировали
местную «школу». Например, следуя за ранними историками искусства, Монтиас
предполагает, что однажды Паулюс Поттер, Эмануэль де Витте, Карел Фабрициус, Питер
де Хох и Вермеер несколько раньше или несколько позже 1650-х годов
объединились, и тогда появилась «настоящая школа – в смысле объединения с
общими интересами в подходах и технике, с каким-то подобием общности
эстетическх воззрений и со значительным взаимовлиянием, и она существовала».
Что касается предшествующих поколений, Монтиас отмечает, что «невозможно
представить более разобщенную группу художников, чем Михиль Миервельд, Балтазар
ван дер Аст, Якоб Пинас, Антонио Паламедеш, Симон де Влиегер и Леонерт Брамер,
которые работали в 1630-х годах и были достаточно успешными» [49].
Годом раньше
Кристофер Браун сказал об этом еще более категорично: «это ничего, к примеру,
что работы Якоба Дельффа (Младшего),
Эверта ван Эльста [тайного отца Виллема] и Христиана Ковенберга объединяет
только то, что они написаны масляными красками» [50].
Тем не менее, если не брать во
внимание не слишком известных Пинаса и Де Влиегера, которые недолго работали в
Дельфте, и добавим тех, кто был известен современникам как член объединения
художников города, то проявляется нечто вроде «настоящей школы».
Необходимо
отметить, что такие ученые, как Ханц Янтсен и Макс Эйслер различаются в
определениях этого явления, и это можно увидеть в их жизнеописаниях Ренуара и
Моне [51].
Построение раздела «Живопись» Эйслера в его книге «Старый Дельфт»
достаточно ясно показывает типичный для немецких историков того времени подход.
Он делит семнадцатое столетие в Дельфте на Vorgeschichte
(«Предисторию» до 1640-х годов), Wendung («Поворот»
с Паламедешем, Поттером, Хоукгестом при главенстве Фабрициуса), Die
Ernte («Время жатвы» с
Питером де Хохом, следующим за Вермеером), Niedergang und Abkehr («Закат и падение» с такими
работавшими в то время неудачниками, как Ферколи и стареющий Эгберт ван дер
Поэль, Адам Пинакер и Виллем ван Эльст – независимо от места их рождения).
Придраться можно ко многому, но
позвольте принять понятие Монтиаса о местной школе и учесть, что мы исследуем
работы художников Дельфта различных периодов.
Мы должны также признать, что не
каждый художник соответствует принятым критериям, так что некоторые
личности и некоторые факты всегда будут
усложнять работу историков. Но не в области портрета.
То, что Ван Миервельд и
его окружение сформировали «школу» в том смысле, который в это понятие
вкладывает Монтиас, не требует дополнительного обсуждения.
Комментарии
Отправить комментарий