Пост 73. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 19
В описании
Дельфта Ван Блейсвик упоминает те же картины, что и в ратуше, где он также нашел четыре других работы Ван
Хеемскерка, которые были спасены из церквей Дельфта [52].
Самая ранняя из них –
«Возложение тернового венца» (вероятная датировка – 1540-1550 годы) из музея
Франса Хальса[53]. Большой триптих
(приблизительно два с половиной метра в высоту) изображает сюжет «Ecce homo» и
семейство жертвователей со святыми-покровителями по сторонам (музей Франса
Хальса, Харлем), он датируется 1559 годом – центральная панель и 1560 годом –
наружная роспись [54].
Также
предполагается, что одна из панелей триптиха, показывающая жертвователя
Мэйтлифа Даммаша и св. Павла на лицевой стороне и эритрейскую сивиллу снаружи,
написана Ван Блейсвиком (государственный
музей, Амстердам), она подписана и датирована 1564 годом [55] .
Наконец,
историк упоминает «Оплакивание» Ван Хеемскерка (рис. 35), которая датирована
годом иконоборческого восстания – 1566, это означает, что оно висело в Дельфте
самое большее – полгода [56].
В довершение всех бед в 1860 году город продал
картины Ван Хеемскерка – среди нескольких картин других мастеров – на аукционе
в Амстердаме [57]. Это представляет собой сдвиг во вкусах с 1600 года, когда
(по Ван Блейвику) магистрат Дельфта отказался от нескольких предложений купить
«Ecce homo»,
несмотря на дотацию императора Рудольфа от 3600 до 4000 гульденов [58].
Художники
Дельфта чествовали на своем банкете Ван Хеемскерка в 1550 году, когда он привез
свою работу, написанную в Харлеме [59]. Как полагает Монтиас, картина
предназначалась для часовни св. Луки в Новой кирхе [60].
В том же году Новая
кирха отдала заказ для своего высокого алтаря бывшему собрату Ван Хеемскерка по
гильдии Яну ван Скорелу. Эта большая работа, очевидно, погибла в шестнадцатом
столетии, она известна из описания контракта, сделанного Ван Блейсвиком.
Центральная панель имела высоту около 3.6 м. Наружная сторона была написана в
гризайле – сцены из жизни св. Урсулы – святой покровительницы кирхи. Сначала
открывалось крещение Христа, затем проповедь и усекновение головы Иоанна
Крестителя. Затем – распятие Христа, вступление Христа в Иерусалим и по сторонам
– вознесение.
По словам Ван Блейсвика, контракт также уточнял, что «весь
ансамбль по своему великолепию должен превзойти алтарь кафедрального собора в
Утрехте» [61].
Комментарии
Отправить комментарий