Пост 73. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 19

В описании Дельфта Ван Блейсвик упоминает те же картины, что и в ратуше,  где он также нашел четыре других работы Ван Хеемскерка, которые были спасены из церквей Дельфта [52]. 

Самая ранняя из них – «Возложение тернового венца» (вероятная датировка – 1540-1550 годы) из музея Франса Хальса[53].  Большой триптих (приблизительно два с половиной метра в высоту) изображает сюжет «Ecce homo» и семейство жертвователей со святыми-покровителями по сторонам (музей Франса Хальса, Харлем), он датируется 1559 годом – центральная панель и 1560 годом – наружная роспись [54].  

Также предполагается, что одна из панелей триптиха, показывающая жертвователя Мэйтлифа Даммаша и св. Павла на лицевой стороне и эритрейскую сивиллу снаружи, написана Ван Блейсвиком  (государственный музей, Амстердам), она подписана и датирована 1564 годом [55] . 

Наконец, историк упоминает «Оплакивание» Ван Хеемскерка (рис. 35), которая датирована годом иконоборческого восстания – 1566, это означает, что оно висело в Дельфте самое большее – полгода [56]. 

В довершение всех бед в 1860 году город продал картины Ван Хеемскерка – среди нескольких картин других мастеров – на аукционе в Амстердаме [57]. Это представляет собой сдвиг во вкусах с 1600 года, когда (по Ван Блейвику) магистрат Дельфта отказался от нескольких предложений купить «Ecce homo», несмотря на дотацию императора Рудольфа от 3600 до 4000 гульденов [58].

Художники Дельфта чествовали на своем банкете Ван Хеемскерка в 1550 году, когда он привез свою работу, написанную в Харлеме [59]. Как полагает Монтиас, картина предназначалась для часовни св. Луки в Новой кирхе [60]. 

В том же году Новая кирха отдала заказ для своего высокого алтаря бывшему собрату Ван Хеемскерка по гильдии Яну ван Скорелу. Эта большая работа, очевидно, погибла в шестнадцатом столетии, она известна из описания контракта, сделанного Ван Блейсвиком. 

Центральная панель имела высоту около 3.6 м. Наружная сторона была написана в гризайле – сцены из жизни св. Урсулы – святой покровительницы кирхи. Сначала открывалось крещение Христа, затем проповедь и усекновение головы Иоанна Крестителя. Затем – распятие Христа, вступление Христа в Иерусалим и по сторонам – вознесение. 

По словам Ван Блейсвика, контракт также уточнял, что «весь ансамбль по своему великолепию должен превзойти алтарь кафедрального собора в Утрехте» [61].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики