Пост 75. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 21

 Один сохранившийся фрагмент картезианского алтаря - высокую панель с изображением евангелистов св. Марка и Иоанна можно видеть в княжеском дворце в Дельфте [66]. 

До недавнего времени казалось, что вряд ли схранилось что-то еще от алтаря Новой кирхи, кроме левой створки триптиха с изображениеа мага и слуг и фрагмента «Введения во храм». 

Сейчас ясно, что «Поклонение волхвов», выставленное в государственном музее, - это обрезанная с трех сторон панель с изображением главной сцены того же алтаря (рис. 37) [67].  

Как и в случае с алтарем Ван Хеемскерка для св. Агаты, каждая панель раскрывающегося триптиха посвящена одному из королей. Оба известных произведения Аэрстена для Дельфта датированы 1560 годом.


Художники Дельфта и поклонники

Ван Блейсвик вслед за Ван Мандером сожалеет об утрате алтаря в Дельфте, упоминая при этом в связи с Новой кирхой не только Ван Хеемскерка, Ван Скорела и Аерстена, но и Антония Блоклдантдта и известного антверпенского мастера Франса Флориса (1516-1570) [68]. 

Ван Мандер, чей близкий друг Корнелис Кетель (1548-1616) был учеником Блоклдандта в Дельфте приблизительно в 1565 году, описывает его светское воспитание в окрестностях Монтфорта в провинции Утрехта, его ранние годы ученичества в Дельфте у его дяди Хендрика Ассуеруша (в конце 1540 – х годов, когда последний исполнял должность главы гильдии художниуов), два года его учебы у Флориса в Антверпене. 

После женитьбы в 1552 году двадцатидевятилетний Блоклдандт осел в Дельфте, где стал одинм из наиболее известных художников  города. Ван Мандер сообщает, что «в церквях Дельфта находились исполненные им различные знаменитые алтарные росписи, среди них один в Гоуде с «Усекновением главы св. Иоанна» (рис. 38), который превосходил все остальные.  

Эти отличные произведения в большинстве были уничтожены слепой и невежественной толпой во время иконоборческого восстания...так что осталось очень мало» [69].

Действительно, в Дельфте ничего из созданного Блокландтом не могло быть надежно сохранено в то время (хотя его картины часто упоминаются в описях Дельфта в 1620-1640 годах) [70]. 

Его ранние известные работы, такие, как панель в Гауде и «Поклонение пастухов», купленная в 1987 году государственным музеем в Амстердаме, представляют зрителю восхитительную насыщенную цветочную композицию и такую же подробнейшую анатомию [71]. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики