Пост 45 (14). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение
Наконец,
были художники, работавшие в Дельфте и в Гааге, как например Ван Ковенберг (он
поселился в Гааге приблизительно в 1647-1648 году), чьи манеры письма и темы не
были местными, скорее – космополитического характера, соответствующего вкусам
голландского королевского двора и тех местностей, которые были под их влиянием
(см. рис.11).
Сильное взаимовлияние Утрехта и Дельфта, которое отмечено с
начала шестнадцатого столетия, объясняется тем, что королевский двор
поддерживал художников обоих городов. Точно так же многие примеры влияния
Дельфтской школы могут отражать успех художников Антверпена при дворе Фредерика
Хендрика, а также то, что значительное число фламандских художников и
ремесленников оседали в Дельфте из-за его близости к королевскому двору (или,
как это было в начале 1580-х годов, когда в Дельфте обосновался уехавший из Антверпена Франсуа Спиринг (Franсois
Spiering, ткач гобеленов).
Эти
соображения могут изменить расхожее представление о Дельфте, как о «сладком
городе» со служанками, которые в просторных дворах наливают в кружки молоко и
ведут беседы с кавалерами. Идеальным носителем такого мнения является Питер де
Хох (см. кат № 25-34).
Являются ли его работы действительной характеристикой
Дельфта, как это всегда предполагается? Он жил в Дельфте всего пять или шесть
лет (около 1655-1660 годов) и в своих картинах тех лет он очень похож на своего
роттердамского коллегу Людольфа де Жонга (см. рис. 250).
Несколько художников
из Дельфта были хорошо известны в Роттердаме и, вероятно, часто туда ездили. Де
Хох родился в Роттердаме (1629) и жил там до 1654 года, пока не женился на
женщине из Дельфта. Эгберт ван дер Поэль переехал в Роттердам в расцвете своей
карьеры (вскоре после разрушительного взрыва порохового склада в Дельфте 12
октября 1654 года, см. кат. №51).
Другие художники Дельфта, как Хармен и Питер
Стенвик (Barmen and Pieter Steenwyck, кат. № 59),
обязаны лейденской школе.
А
что Вермеер? Смог бы «Вермеер из Дельфта» превратиться в такого художника,
каким он стал, если бы он жил в Роттердаме? Скорее всего, он бы не встретился с
Карелом Фабрициусом, который «как бы связал его с Рембрандтом» [63].
Оторванное
от действительности мировоззрение
некоторых художников, ставших известными после смерти, было присуще
обоим направлениям (реализму и развивающемуся импрессионизму) в девятнадцатом
веке, и есть достаточные основания полагать, что это происходит и сейчас [64]. Два художника даже умерли как романтические герои –
Фабрициус в возрасте тридцати двух лет погиб при взрыве в Дельфте, Вермеер в
43-летнем возрасте – умер в долгах и (по
словам его жены) «потерял рассудок» [65].
Комментарии
Отправить комментарий