Пост 44 (13). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение
Сушествовала ли когда-нибудь «Дельфтская школа?»
Дневниковые
записи, приведенные выше, и наши комментарии к ним носят фрагментарный характер
и отражают очень узкий взгляд на культурную среду, в которой работали художники
Дельфта.
Как это будет показано, дельфтские
художники, в том числе молодой Питер де Хох, писали типичные для южной
части Нидерландов картины и продавали их недорого (см. кат. №23). Многие
картины из Дельфта (пейзажи, натюрморты, жанровые) могли бы быть написаны в
Лейдене или Дордрехте или проданы на ярмарке в Роттердаме [61].
Но в то же
время в Дельфте была традиция исключительного мастерства, отточенного и
зачастую консервативного стиля, сложных композиций и выразительности – как
некий запас при общей тенденции к опрощению.
Такие качества труднее найти в
других городах, можно встретить нечто отличающееся, и это явление должно было
бы отражать характер господствующих в начале семнадцатого века в Дельфте
вкусов, в городе, тесно связанном с голландским королевским двором.
Можно
было бы ожидать, что художники Дельфта практически не будут отличаться от
художников Гааги. Действительно, при аттрибуции искусствоведы колеблются между
Ван Миервельдом и Яном ван Равштейном, который вступил в гильдию художников в
Гааге в 1598 году и работал там как солидный портретист в течение всей своей
карьеры.
Некоторые художники переезжали из одного города в другой и обратно;
среди них Ван Бассен, Хоукгист, Поттер, Ян Стен, натюрморист Абрахам ван
Бейерен. В целом представляется, что два художественных центра были настолько
близки друг другу, что разделили свои силы, то есть, они поделили рынок [62].
Например, маринисты процветали в Гааге (работы Яна ван Гоена, Виллема ван Диста
и Иеронима ван Диста), но в Дельфте таких работ было настолько мало, что о них
не стоит говорить (разве что за исключением картин Симона де Вигера, который
там жил совсем недолго, приблизительно в 1634-1637 годах).
В Гааге создавалось
также много пейзажей, например, Корнелисом ван Поленбургом, несмотря на то, что
двор предпочитал итальянских художников. Исайя ван де Вельде, Ван Гоен, Поттер
и молодой Ян Стен были наиболее известны.
В Дельфте, наоборот, лучшие
пейзажисты (кроме тех, кто приезжал туда на короткое время, таких как Поттер и
Адам Пинакер) были как бы фигурами второго плана, работавшими в старой
фламандской манере (как Якоб ван Гиль, см. кат.№ 22). Другие различия между
художниками Дельфта и Гааги будут рассмотрены ниже, и это будет делаться каждый
раз при рассмотрении характера их школ.
Комментарии
Отправить комментарий