Пост 44 (13). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение

Сушествовала ли когда-нибудь «Дельфтская школа?»

Дневниковые записи, приведенные выше, и наши комментарии к ним носят фрагментарный характер и отражают очень узкий взгляд на культурную среду, в которой работали художники Дельфта. 

Как это будет показано, дельфтские   художники, в том числе молодой Питер де Хох, писали типичные для южной части Нидерландов картины и продавали их недорого (см. кат. №23). Многие картины из Дельфта (пейзажи, натюрморты, жанровые) могли бы быть написаны в Лейдене или Дордрехте или проданы на ярмарке в Роттердаме [61]. 

Но в то же время в Дельфте была традиция исключительного мастерства, отточенного и зачастую консервативного стиля, сложных композиций и выразительности – как некий запас при общей тенденции к опрощению. 

Такие качества труднее найти в других городах, можно встретить нечто отличающееся, и это явление должно было бы отражать характер господствующих в начале семнадцатого века в Дельфте вкусов, в городе, тесно связанном с голландским королевским двором.


Можно было бы ожидать, что художники Дельфта практически не будут отличаться от художников Гааги. Действительно, при аттрибуции искусствоведы колеблются между Ван Миервельдом и Яном ван Равштейном, который вступил в гильдию художников в Гааге в 1598 году и работал там как солидный портретист в течение всей своей карьеры. 

Некоторые художники переезжали из одного города в другой и обратно; среди них Ван Бассен, Хоукгист, Поттер, Ян Стен, натюрморист Абрахам ван Бейерен. В целом представляется, что два художественных центра были настолько близки друг другу, что разделили свои силы, то есть, они поделили рынок [62]. 

Например, маринисты процветали в Гааге (работы Яна ван Гоена, Виллема ван Диста и Иеронима ван Диста), но в Дельфте таких работ было настолько мало, что о них не стоит говорить (разве что за исключением картин Симона де Вигера, который там жил совсем недолго, приблизительно в 1634-1637 годах). 

В Гааге создавалось также много пейзажей, например, Корнелисом ван Поленбургом, несмотря на то, что двор предпочитал итальянских художников. Исайя ван де Вельде, Ван Гоен, Поттер и молодой Ян Стен были наиболее известны. 

В Дельфте, наоборот, лучшие пейзажисты (кроме тех, кто приезжал туда на короткое время, таких как Поттер и Адам Пинакер) были как бы фигурами второго плана, работавшими в старой фламандской манере (как Якоб ван Гиль, см. кат.№ 22). Другие различия между художниками Дельфта и Гааги будут рассмотрены ниже, и это будет делаться каждый раз при рассмотрении характера их школ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"