Пост 44 (13). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение

Сушествовала ли когда-нибудь «Дельфтская школа?»

Дневниковые записи, приведенные выше, и наши комментарии к ним носят фрагментарный характер и отражают очень узкий взгляд на культурную среду, в которой работали художники Дельфта. 

Как это будет показано, дельфтские   художники, в том числе молодой Питер де Хох, писали типичные для южной части Нидерландов картины и продавали их недорого (см. кат. №23). Многие картины из Дельфта (пейзажи, натюрморты, жанровые) могли бы быть написаны в Лейдене или Дордрехте или проданы на ярмарке в Роттердаме [61]. 

Но в то же время в Дельфте была традиция исключительного мастерства, отточенного и зачастую консервативного стиля, сложных композиций и выразительности – как некий запас при общей тенденции к опрощению. 

Такие качества труднее найти в других городах, можно встретить нечто отличающееся, и это явление должно было бы отражать характер господствующих в начале семнадцатого века в Дельфте вкусов, в городе, тесно связанном с голландским королевским двором.


Можно было бы ожидать, что художники Дельфта практически не будут отличаться от художников Гааги. Действительно, при аттрибуции искусствоведы колеблются между Ван Миервельдом и Яном ван Равштейном, который вступил в гильдию художников в Гааге в 1598 году и работал там как солидный портретист в течение всей своей карьеры. 

Некоторые художники переезжали из одного города в другой и обратно; среди них Ван Бассен, Хоукгист, Поттер, Ян Стен, натюрморист Абрахам ван Бейерен. В целом представляется, что два художественных центра были настолько близки друг другу, что разделили свои силы, то есть, они поделили рынок [62]. 

Например, маринисты процветали в Гааге (работы Яна ван Гоена, Виллема ван Диста и Иеронима ван Диста), но в Дельфте таких работ было настолько мало, что о них не стоит говорить (разве что за исключением картин Симона де Вигера, который там жил совсем недолго, приблизительно в 1634-1637 годах). 

В Гааге создавалось также много пейзажей, например, Корнелисом ван Поленбургом, несмотря на то, что двор предпочитал итальянских художников. Исайя ван де Вельде, Ван Гоен, Поттер и молодой Ян Стен были наиболее известны. 

В Дельфте, наоборот, лучшие пейзажисты (кроме тех, кто приезжал туда на короткое время, таких как Поттер и Адам Пинакер) были как бы фигурами второго плана, работавшими в старой фламандской манере (как Якоб ван Гиль, см. кат.№ 22). Другие различия между художниками Дельфта и Гааги будут рассмотрены ниже, и это будет делаться каждый раз при рассмотрении характера их школ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики