Пост 46 (15). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение

Тем не менее, другие подробности жизни создают иное впечатление. Например, через четыре месяца после смерти Фабрициуса его вдова Агата ван Пройсен (Agatha van Pruyssen) утверждала, что он был «всю свою жизнь придворным художником его высочества принца Оранского» [66]. 

Правдоподобное утверждение, если учесть расхожие фантазии и слухи о голландском и других королевских дворах (например, о Вене, где соученики Фабрициуса [работали] под Рембрандта, Самуэля ван Хугстратена (Samuel van Hoogstraten) и писали картины для Фердинанда III). Нотариус, который записал ее заявление в присутствии двух ее свидетелей, должен был бы знать, правда это или нет.

Герард Хоукгист (Gerard Houckgeest), приятель Фабрициуса в начале 1650-х годов, писавший городские виды и интерьеты соборов, был, по общему мнению, родоначальником местной традиции изображения существующих соборов, которые заказывал двор Оранских и приближенные к нему. Предмет, размер, качество и точность большой картины в Гамбурге (кат.№ 37) подтверждают эту гипотезу  [67]. 

Вполне вероятно, что Хоукгист, богатый господин, уже работал для двора несколькими годами ранее, а также для национального правительства (для Генеральных Штатов) в Гааге. Это не было чем-то необычным в Дельфте: Ван Миервельд, Ван Бастен, Ван Ковенбург, многочисленные ковровщики и серебряных дел мастера и даже Поттер – чей «Крестьянский двор» предназначался для апартаментов  вдовы принца Амалии ван Солмс – могли сделать такое же заявление. [68]


Что касается Вермеера, случилось так, что примерно в возрасте двадцати пяти лет он нашел общий язык с Питером ван Рюйвеном, богатым джентльменом, а позднее – лордом Спаланта (с 1669 года) (Lord of Spalant) [69] . Монтиас предполагает, что Питер Спиринг Силверкрун (Pieter Spiering Silvercroon), покровитель Герарда Доу, мог внушить Ван Рюйвену мысль поддержать талантливого художника, и что Силверкрун мог дать Вермееру «доступ к лейденским художникам его поколения, таких как Франс ван Миерис (который определенно повлиял на Вермеера в конце 1650-х годов, см. рис. 167) [70]. 

В любом случае, Ван Рюйвен, серьезный коллекционер, должен был быть в курсе, что программа Сильверкруна имела королевский подтекст; задолго до получения аристократического титула Ван Рюйвен был придворным художником. 

Это напоминает условие работы Леонерта Брамера (Leonaert Bramer) в Италии: его покровитель принц Марио Фарнезе упоминается в подписи под портретом художника в книге гравера Жеана Мейссенса (Jean Meyssens) «Знаменитые мужи» (Антверпен, 1649),  и там же «его высочество принц Оранский, Фредерик Хендрик» и «его превосходительство граф Мориц Нассауский и другие принцы также названы покровителями» [71] . 

Более свежим примером службы у принца был Виллем ван Эльст (Willem van Aelst), который работал во Флоренции на великого герцога Тосканы Фердинанда II де Медичи. Он быстро вернулся в Дельфт и переехал в Амстердам в 1656 году.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики