Пост 41 (10). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение

Центральное место в художественных кругах Гааги занимал Константин Гюйгенс (рис. 15), как это отмечалось в связи с Дуартами. Его необычный дом стоял справа перед Морицхиюсом (рис. 16), за сооружением которого он наблюдал, пока Иоганн Мориц был в Бразилии [44]. 

Может быть, что Гюйгенс рекомендовал Джентиле как портретиста Иоганну Морицу.  Христиан Гюйгенс был зарегистрирован как ученик Джентиля в 1662-1663 годах, но между ними не было тесной связи [45].

Гюйгенс для историков – нечто вроде легенды, его трудно понять отчасти от того, что он слишом универсален. Он – заметная фигура в истории музыки, а также в истории голландской и неолатинской литературе. Его ранняя дипломатическая карьера в Венеции и Лондоне помогла ему стать космополитом и овладеть шестью языками. 

Как многие образованные люди того времени, он обладал почти универсальными знаниями: от классической цивилизации до метафизики, от точных до гуманитарных наук. Возможно, представление о Гюйгенсе (о широте его знаний –прим. перев.) дает его переписка с Декартом: от оптики до проектирования садов и парков [46].

В отличие от многих дилетантов, Гюйгенс был из тех людей, которые получают только совершенные вещи, что очевидно из его обширной переписки и его ведущей роли в формировании коллекции Фредерика Хендрикса и в постройке его резиденций [47]. 

Последнее известно мало, потому что собрание картин рассеялось после смерти Амалии ван Сольмс - вдовы штадтгальтера (1602-1675), и ее сельские домики (рис. 8, 10) были разрушены в девятнадцатом столетии; в ее (коллекции) стараниями Гюйгенса были полотна Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Иорданса, Ван Хонтхорста, Ван Миервельда и многих других. 

Знатоки коллекции утверждают, что в ней были работы Ван Миервельда, Томаса де Кайзера, Яна Ливенса, Питера Сэнредама, Ван Хонтхорста и (может быть) Адриана Ханнемана. Среди художников Дельфта, с которыми Гюйгенс был знаком лично, были Ван Миервельд, Ван Коувенберг, Ван Бассен, Герард Хоукгист, Балтазар ван дер Аст, Паулюс Поттер и другие, включая Вермеера.


Отсутствие документов или дневниковых записей, связывающих напрямую Гюйгенса и Вермеера, было источником некоторого неудобства для ученых [48]. Документы, свидетельствующие о значительной роли Ван Рюйвена - покровителя Вермеера - были обнаружены случайно и изучены около десяти лет назад [49]. 

Мир, в котором жили Вермеер и Гюйгенс, в некотором смысле был больше, чем прежде, но в конечном счете настолько мал, что просто невозможно думать, что они не встретились хотя бы один раз, например, в 1663 году, когда Монконис был в Дельфте.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики