Пост 43 (12). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение

Хронограф был старшим сыном Паулюса Тединга ван Беркхоута (Paulus Teding van Berkhout, 1609-1672), финансового консультанта и контролера королевского двора в областях Голландии и Западной Фрисландии. По семейной традиции последний в 1661 году заказал Хендрику ван Флиету (Hendrick van Vliet, кат. № 83) картину, которая изображала интерьер Новой Кирхи в Дельфте с помещенной на переднем плане мемориальной табличкой его отца – Адриана Тединга ван Беркхоута (Adriaen Teding van Berkhout, 1571-1635), члена голландского суда и члена государственного совета.  Его жена (бабушка Питера) Маргарета ван Берестайн (Margaretha van Beresteyn, 1581-1635) происходила из одной из богатейших семей Дельфта; ее отец Паулюс ван Берестайн (Paulus van Beresteyn) был богатым пивоваром и бургомистром [57].

Вдова из Дельфта Корнелия Тединг ван Беркхоут (1614-1680), тетка Питера, могла также заказать картину у Хендрика ван Флиета [58]. Большое полотно сейчас находится в музее Толедо (кат.№ 82), на нем изображен интерьер Старой кирхи в Дельфте с усыпальницей знаменитого мужа Корнелии адмирала Тромпа (Tromp). Она заключила контракт на возведение усыпальницы в 1655 году, работы были закончены одновременно с картиной - в 1658 году. 

Вполне вероятно, что некоторые интерьеры церквей Дельфта, написанные для местных меценатов, отражали интерес заказчиков к тому, чтобы на первом плане были их надгробия, эпитафии или памятные доски. Другой пример такого рода – памятник Иоганну ван Лоденстейну (Johan van Lodensteyn,1557-1626, памятник датирован 1644 годом) и его жене Марии ван Блейсвик (Maria van Bleyswijck, видимо, связанной с «тетушкой Лоденстайн» Тединга ван Беркхоута),  который появляется на заднем плане в Старой кирхе работы Ван Влиета (Van Vliet), датированной 1654 годом и позднее (см. рис. 122), а также в нескольких более ранних работах Эмануэля де Витте (Emanuel de Witte)[59].


Возвращаясь к нашей теме гаагских гостей в Дельфте: нам известно, что в мае 1672 года Вермеер прибыл в столицу по делам. В течение этого периода он во второй раз исполнял обязанности главы гильдии художников Дельфта.

В это время амстердамский посредник Геррит Ойленбург (Gerrit Uylenburgh) предложил маркграфу Бранденбурга Фридриху Вильгельму партию итальянских полотен (в том числе пять Тицианов, Рафаэля, Джорджоне и Микельанджело) якобы из знаменитой коллекции Герарда и Яна Рейнста (Gerard and Jan Reynst). 

Другой посредник, Хендрик Фроменти (Hendrick Fromantiou) – известный в  Гааге художник натюрмортов усомнился, что это – оригиналы. Гюйгенс уверенно, вслед за Ойленбургом, утверждал в письме к офицеру армии маркграфа, что ни одна из этих картин не является копией и что все они признавались оригиналами, когда были в коллекции маркграфа. 

В тот же день, 23 мая 1672 года Вермеер и Иоганнес Иорданс (Johannes Jordaens) – «известный художник в Дельфте» свидельствовали нотариусу, что «предлагаемые маркграфу картины не только не принадлежат кисти итальянских мастеров, но наоборот, это мусор и отвратительные картины, которые не стоят и десятой части запрашиваемой цены» [60].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики