Пост 43 (12). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение
Хронограф
был старшим сыном Паулюса Тединга ван Беркхоута (Paulus
Teding van Berkhout, 1609-1672), финансового консультанта и контролера
королевского двора в областях Голландии и Западной Фрисландии. По семейной
традиции последний в 1661 году заказал Хендрику ван Флиету (Hendrick van Vliet, кат. № 83) картину, которая изображала
интерьер Новой Кирхи в Дельфте с помещенной на переднем плане мемориальной
табличкой его отца – Адриана Тединга ван Беркхоута (Adriaen Teding van
Berkhout, 1571-1635), члена голландского суда и члена государственного совета. Его жена (бабушка Питера) Маргарета ван
Берестайн (Margaretha van Beresteyn, 1581-1635) происходила из одной из
богатейших семей Дельфта; ее отец Паулюс ван Берестайн (Paulus van Beresteyn) был богатым пивоваром и бургомистром [57].
Вдова
из Дельфта Корнелия Тединг ван Беркхоут (1614-1680), тетка Питера, могла также
заказать картину у Хендрика ван Флиета [58]. Большое полотно сейчас находится в
музее Толедо (кат.№ 82), на нем изображен интерьер Старой кирхи в Дельфте с
усыпальницей знаменитого мужа Корнелии адмирала Тромпа (Tromp). Она заключила контракт на возведение усыпальницы в 1655 году,
работы были закончены одновременно с картиной - в 1658 году.
Вполне вероятно,
что некоторые интерьеры церквей Дельфта, написанные для местных меценатов,
отражали интерес заказчиков к тому, чтобы на первом плане были их надгробия,
эпитафии или памятные доски. Другой пример такого рода – памятник Иоганну ван
Лоденстейну (Johan van Lodensteyn,1557-1626, памятник датирован 1644 годом) и
его жене Марии ван Блейсвик (Maria van Bleyswijck, видимо, связанной с
«тетушкой Лоденстайн» Тединга ван Беркхоута),
который появляется на заднем плане в Старой кирхе работы Ван Влиета (Van
Vliet), датированной 1654 годом и позднее (см. рис. 122), а также в нескольких
более ранних работах Эмануэля де Витте (Emanuel de Witte)[59].
Возвращаясь
к нашей теме гаагских гостей в Дельфте: нам известно, что в мае 1672 года
Вермеер прибыл в столицу по делам. В течение этого периода он во второй раз
исполнял обязанности главы гильдии художников Дельфта.
В это время амстердамский
посредник Геррит Ойленбург (Gerrit Uylenburgh) предложил маркграфу Бранденбурга
Фридриху Вильгельму партию итальянских полотен (в том числе пять Тицианов,
Рафаэля, Джорджоне и Микельанджело) якобы из знаменитой коллекции Герарда и Яна
Рейнста (Gerard and Jan Reynst).
Другой посредник, Хендрик Фроменти (Hendrick
Fromantiou) – известный в Гааге художник
натюрмортов усомнился, что это – оригиналы. Гюйгенс уверенно, вслед за
Ойленбургом, утверждал в письме к офицеру армии маркграфа, что ни одна из этих
картин не является копией и что все они признавались оригиналами, когда были в
коллекции маркграфа.
В тот же день, 23 мая 1672 года Вермеер и Иоганнес Иорданс
(Johannes Jordaens) – «известный художник в Дельфте» свидельствовали нотариусу,
что «предлагаемые маркграфу картины не только не принадлежат кисти итальянских
мастеров, но наоборот, это мусор и отвратительные картины, которые не стоят и
десятой части запрашиваемой цены» [60].
Комментарии
Отправить комментарий