Пост 42 (11). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение
Гюйгенсу
художники были интересны как личности, его визит к Рембрандту и Ливенсу в
Лейдене приблизительно в 1630 году был его первым опытом такого рода и,
вероятно, он занимался этим до конца жизни [50].
Посещение студий известных
художников было как бы обязанностью воспитанного джентльмена, и в королевских
дворах были известны такие визиты (Александр Великий, Карл V, Рудольф II,
Филипп IV и другие) [51]. Но у Гюйгенса был интерес в общении и дружбе с
многими художниками: Адриан ван де Венне, Яков Ген Младший, Адриан Ханнеман,
печатник Хендрик Хондиус, архитекторы и художники Якоб ван Кампен и Питер Пост,
адвокат и гравер Ян де Бишоп и другие [52].
Такого рода
связь между Гюйгенсом и Вермеером нигде не отмечена и очень может быть – по
причине покровительства Ван Рюйвена. Но это покровительство не должно было бы
препятствовать Гюйгенсу познакомиться с мастерской художника [53], и если, как
утверждают, Вермеер использовал камеру-обскуру, это могло быть серьезной
причиной для знакомства живописца с Гюйгенсом и его сыновьями, для которых
оптика представляла главный интерес [54].
Если посмотреть более широко, его
картины, выполненные в утонченном стиле на изысканные темы, можно сравнивать с
картинами современных ему художников, которых во время путешествия собирался
посетить ценитель живописи: Доу и Ван Миерса в Лейдене и Каспара Нетчера в
Гааге [55].
Другой автор
дневниковых записей, Питер Тединг ван Беркхоут (Pieter
Teding van Berkhout, 1643-1713), отпрыск знаменитой семьи, жившей и в Гааге, и в
Дельфте, - местный пример такого знатока. 6 апреля 1669 года он побывал в
Дордрехте, в студии Корнелиса Бишопа (Cornelis Bisschop, 1630-1674), который
прославился как мастер интерьеров.
Двадцатишестилетний любитель считает, что
«Бишоп прекрасно передает перспективу».
20 декабря того же года Тединг ван
Беркхоут вместе с женой и сестрой побывал в мастерской Каспара Нетшера (Caspar
(or Gaspar) Netscher, 1639-1684) в Гааге , а двумя днями позднее они
посетили «знаменитого Доу (Герарда Доу в
Лейдене), который показал три или четыре прекрасные вещи его собственной работы
и его мастерской».
14 мая 1669
года Тединг ван
Беркхоут прошелся от своего дом в Гааге до студии Вермеера, где которая
выглядела лучше, чем у Монкониса. Ранним утром он «поплыл в Дельфт на яхте, на
которой плыли также монсеньор де Зайлихем [Константин Гюйгенс Старший, лорд
Зайлихема], [Эвоут] ван дер Хорст и
[посол Вильяма] Ньюпорт. По прибытии я познакомился с исключительным
художником по имени Вермеер, который показал мне несколько выполненных им
редкостных вещей.»
Пятью неделями позднее, 21 июня 1669 года Тединг ван
Беркхоут просмотрел утреннюю почту и после этого «вышел из дома и навестил
знаменитого художника по имени Вермеер, который показал мне несколько образцов
своего искусства, совершенно необычных и невероятно интересных в показе
перспективы.
После этого я повидался с моей теткой Лоденстайн, с которой
вернулся в Гаагу...)» [56]
Комментарии
Отправить комментарий