Пост 42 (11). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение

Гюйгенсу художники были интересны как личности, его визит к Рембрандту и Ливенсу в Лейдене приблизительно в 1630 году был его первым опытом такого рода и, вероятно, он занимался этим до конца жизни [50]. 

Посещение студий известных художников было как бы обязанностью воспитанного джентльмена, и в королевских дворах были известны такие визиты (Александр Великий, Карл V, Рудольф II, Филипп IV и другие) [51]. Но у Гюйгенса был интерес в общении и дружбе с многими художниками: Адриан ван де Венне, Яков Ген Младший, Адриан Ханнеман, печатник Хендрик Хондиус, архитекторы и художники Якоб ван Кампен и Питер Пост, адвокат и гравер Ян де Бишоп и другие [52].

Такого рода связь между Гюйгенсом и Вермеером нигде не отмечена и очень может быть – по причине покровительства Ван Рюйвена. Но это покровительство не должно было бы препятствовать Гюйгенсу познакомиться с мастерской художника [53], и если, как утверждают, Вермеер использовал камеру-обскуру, это могло быть серьезной причиной для знакомства живописца с Гюйгенсом и его сыновьями, для которых оптика представляла главный интерес [54]. 

Если посмотреть более широко, его картины, выполненные в утонченном стиле на изысканные темы, можно сравнивать с картинами современных ему художников, которых во время путешествия собирался посетить ценитель живописи: Доу и Ван Миерса в Лейдене и Каспара Нетчера в Гааге [55].

Другой автор дневниковых записей, Питер Тединг ван Беркхоут (Pieter Teding van Berkhout, 1643-1713), отпрыск знаменитой семьи, жившей и в Гааге, и в Дельфте, - местный пример такого знатока. 6 апреля 1669 года он побывал в Дордрехте, в студии Корнелиса Бишопа (Cornelis Bisschop, 1630-1674), который прославился как мастер интерьеров. 

Двадцатишестилетний любитель считает, что «Бишоп прекрасно передает перспективу».  20 декабря того же года Тединг ван  Беркхоут вместе с женой и сестрой побывал в мастерской Каспара Нетшера (Caspar (or Gaspar) Netscher, 1639-1684) в Гааге , а двумя днями позднее они посетили  «знаменитого Доу (Герарда Доу в Лейдене), который показал три или четыре прекрасные вещи его собственной работы и его мастерской».


14 мая 1669 года Тединг ван  Беркхоут прошелся от своего дом в Гааге до студии Вермеера, где которая выглядела лучше, чем у Монкониса. Ранним утром он «поплыл в Дельфт на яхте, на которой плыли также монсеньор де Зайлихем [Константин Гюйгенс Старший, лорд Зайлихема], [Эвоут] ван дер Хорст и  [посол Вильяма] Ньюпорт. По прибытии я познакомился с исключительным художником по имени Вермеер, который показал мне несколько выполненных им редкостных вещей.» 

Пятью неделями позднее, 21 июня 1669 года Тединг ван Беркхоут просмотрел утреннюю почту и после этого «вышел из дома и навестил знаменитого художника по имени Вермеер, который показал мне несколько образцов своего искусства, совершенно необычных и невероятно интересных в показе перспективы.

 После этого я повидался с моей теткой Лоденстайн, с которой вернулся в Гаагу...)» [56]

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики