Пост 40 (9). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение

На пути в Дельфт «Джентильо» рассказал своим спутникам подходящую по случаю историю. В Бреде, где располагалась резиденция принцев Оранских в Нидерландах, статуя богоматери находилась в протестантской церкви. Это было еще более удивительно, чем «тайные церкви», которые за фасадами обычных домов (как можно сегодня увидеть в амстердамском музее «Иисус на чердаке») были полностью украшены, как католические церкви (и об этом знали все соседи). Хорошо известна причина сохранившегося в Бреде идолопоклонства: горячо любимый голландскими принцами Маурициусом и Фредериком Хендриком их брат Филипп Вильям Нассау (1554-1618, см. рис 155) был воспитан католиком и завещал им пощадить (веру) [39].

Сегодня известно, кто такой «Джентилло»: он был, как и Вермеер, известным в Гааге художником – католиком. Это – Луис Кузин (Louis Cousin, 1660-1667) [40], больше известный под именем Луиджи Джентиле,  фламандец, который в 1656 году после тридцати успешных лет в Риме вступил в гильдию в Брюсселе (родном городе его отца). Здесь, в городе, где располагалась резиденция двора правителей Испанских Нидерландов, Джентиль получил заказы от короля Филиппа IV, императора Фердинанда III Габсбурга, двух генерал-губернаторов: эрцгерцога Леопольда Вильяма и маркиза Карахена. (Его «Венера, оплакивающая Адониса», написанная около 1655-57 годов, рис. 13 была куплена эрцгерцогом) [41]. Джентиль был связан и с советником Леопольда Вильгельма – Давидом Тенирсом Младшим, у которого он получил заказ на несколько небольших картин для украшения резиденции Монкада в Испании.  Портреты графа Иоганна Морица ван Нассау-Сиген (1604-1679), прославленного кузена Фридриха Хендрика, который находится в Морицхиюс в Гааге, и жены графа (которая умерла в 1664 году) были включены в опись коллекции Леопольда Вильгельма.

Вермеер был тесно связан с иезуитами Дельфта, которые владели значительной частью «Папского угла», где он жил.  Монтиас и другой исследователь,  ван Пеер (A. J. J. M. van Peer) указывают на то, что Вермеер жил в одной из иезуитских церквей на Старой Дамбе (Oude Langendijk, см. рис. 346).  На рисунке, атрибутированном Абрахаму Рэйдмейкеру (Abraham Rademaker, 1675-1735), помечена «Иезуитская церковь» (рис. 14), где в домах слева направо в дни Вермеера – как пытался определить Монтиас – располагалась школа иезуитов, небольшой частный дом, церковь иезуитов (с двумя дверями под одной крышей) и крайний дом справа, где жил Вермеер, хотя этом может быть следующий дом, который находится у самого края рисунка [42].



Все это позволяет предположить, что хотя Монконис интересовался современными голландскими художниками (он посетил в Лейдене не меньше троих), он мог никогда не встретиться с Вермеером, если бы не был связан с иезуитами. Вероятно, Джентиле, который в это время работал как портретист при гаагском дворе (не ему ли Иоганн Мауриц рассказывал историю  Бреде?), посоветовал Монконису зайти к Вермееру в то время, когда Монконис собирался посетить иезуитов в Дельфте. (Джентиле, по случаю, был давним единомышленником Майкла Свиртса (Michiel Sweerts), чьи портреты «тронис» (tronies) часто сравнивают с такими же работами Вермеера) [43]. Поскольку Ван Рюйвен был протестантом, было бы странно, если бы Монконис нанес ему визит во время свой второй поездки в Дельфт. И кажется, что поездка не входила в его первоочередные дела.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики