Пост 40 (9). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение
На пути в
Дельфт «Джентильо» рассказал своим спутникам подходящую по случаю историю. В
Бреде, где располагалась резиденция принцев Оранских в Нидерландах, статуя
богоматери находилась в протестантской церкви. Это было еще более удивительно,
чем «тайные церкви», которые за фасадами обычных домов (как можно сегодня
увидеть в амстердамском музее «Иисус на чердаке») были полностью украшены, как
католические церкви (и об этом знали все соседи). Хорошо известна причина
сохранившегося в Бреде идолопоклонства: горячо любимый голландскими принцами
Маурициусом и Фредериком Хендриком их брат Филипп Вильям Нассау (1554-1618, см.
рис 155) был воспитан католиком и завещал им пощадить (веру) [39].
Сегодня
известно, кто такой «Джентилло»: он был, как и Вермеер, известным в Гааге
художником – католиком. Это – Луис Кузин (Louis Cousin, 1660-1667) [40],
больше известный под именем Луиджи Джентиле,
фламандец, который в 1656 году после тридцати успешных лет в Риме
вступил в гильдию в Брюсселе (родном городе его отца). Здесь, в городе, где
располагалась резиденция двора правителей Испанских Нидерландов, Джентиль
получил заказы от короля Филиппа IV, императора Фердинанда III Габсбурга, двух
генерал-губернаторов: эрцгерцога Леопольда Вильяма и маркиза Карахена. (Его
«Венера, оплакивающая Адониса», написанная около 1655-57 годов, рис. 13 была
куплена эрцгерцогом) [41]. Джентиль был связан и с советником Леопольда
Вильгельма – Давидом Тенирсом Младшим, у которого он получил заказ на несколько
небольших картин для украшения резиденции Монкада в Испании. Портреты графа Иоганна Морица ван
Нассау-Сиген (1604-1679), прославленного кузена Фридриха Хендрика, который
находится в Морицхиюс в Гааге, и жены графа (которая умерла в 1664 году) были
включены в опись коллекции Леопольда Вильгельма.
Вермеер был
тесно связан с иезуитами Дельфта, которые владели значительной частью «Папского
угла», где он жил. Монтиас и другой
исследователь, ван Пеер (A. J. J. M. van
Peer) указывают на то, что Вермеер жил в одной из иезуитских церквей на Старой
Дамбе (Oude Langendijk, см. рис. 346).
На рисунке, атрибутированном Абрахаму Рэйдмейкеру (Abraham Rademaker,
1675-1735), помечена «Иезуитская церковь» (рис. 14), где в домах слева направо
в дни Вермеера – как пытался определить Монтиас – располагалась школа иезуитов,
небольшой частный дом, церковь иезуитов (с двумя дверями под одной крышей) и
крайний дом справа, где жил Вермеер, хотя этом может быть следующий дом,
который находится у самого края рисунка [42].
Все это
позволяет предположить, что хотя Монконис интересовался современными
голландскими художниками (он посетил в Лейдене не меньше троих), он мог никогда
не встретиться с Вермеером, если бы не был связан с иезуитами. Вероятно,
Джентиле, который в это время работал как портретист при гаагском дворе (не ему
ли Иоганн Мауриц рассказывал историю
Бреде?), посоветовал Монконису зайти к Вермееру в то время, когда
Монконис собирался посетить иезуитов в Дельфте. (Джентиле, по случаю, был
давним единомышленником Майкла Свиртса (Michiel Sweerts), чьи портреты «тронис» (tronies)
часто сравнивают с такими же работами Вермеера) [43]. Поскольку Ван Рюйвен был
протестантом, было бы странно, если бы Монконис нанес ему визит во время свой
второй поездки в Дельфт. И кажется, что поездка не входила в его первоочередные
дела.
Комментарии
Отправить комментарий