Пост 40 (9). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая. Продолжение

На пути в Дельфт «Джентильо» рассказал своим спутникам подходящую по случаю историю. В Бреде, где располагалась резиденция принцев Оранских в Нидерландах, статуя богоматери находилась в протестантской церкви. Это было еще более удивительно, чем «тайные церкви», которые за фасадами обычных домов (как можно сегодня увидеть в амстердамском музее «Иисус на чердаке») были полностью украшены, как католические церкви (и об этом знали все соседи). Хорошо известна причина сохранившегося в Бреде идолопоклонства: горячо любимый голландскими принцами Маурициусом и Фредериком Хендриком их брат Филипп Вильям Нассау (1554-1618, см. рис 155) был воспитан католиком и завещал им пощадить (веру) [39].

Сегодня известно, кто такой «Джентилло»: он был, как и Вермеер, известным в Гааге художником – католиком. Это – Луис Кузин (Louis Cousin, 1660-1667) [40], больше известный под именем Луиджи Джентиле,  фламандец, который в 1656 году после тридцати успешных лет в Риме вступил в гильдию в Брюсселе (родном городе его отца). Здесь, в городе, где располагалась резиденция двора правителей Испанских Нидерландов, Джентиль получил заказы от короля Филиппа IV, императора Фердинанда III Габсбурга, двух генерал-губернаторов: эрцгерцога Леопольда Вильяма и маркиза Карахена. (Его «Венера, оплакивающая Адониса», написанная около 1655-57 годов, рис. 13 была куплена эрцгерцогом) [41]. Джентиль был связан и с советником Леопольда Вильгельма – Давидом Тенирсом Младшим, у которого он получил заказ на несколько небольших картин для украшения резиденции Монкада в Испании.  Портреты графа Иоганна Морица ван Нассау-Сиген (1604-1679), прославленного кузена Фридриха Хендрика, который находится в Морицхиюс в Гааге, и жены графа (которая умерла в 1664 году) были включены в опись коллекции Леопольда Вильгельма.

Вермеер был тесно связан с иезуитами Дельфта, которые владели значительной частью «Папского угла», где он жил.  Монтиас и другой исследователь,  ван Пеер (A. J. J. M. van Peer) указывают на то, что Вермеер жил в одной из иезуитских церквей на Старой Дамбе (Oude Langendijk, см. рис. 346).  На рисунке, атрибутированном Абрахаму Рэйдмейкеру (Abraham Rademaker, 1675-1735), помечена «Иезуитская церковь» (рис. 14), где в домах слева направо в дни Вермеера – как пытался определить Монтиас – располагалась школа иезуитов, небольшой частный дом, церковь иезуитов (с двумя дверями под одной крышей) и крайний дом справа, где жил Вермеер, хотя этом может быть следующий дом, который находится у самого края рисунка [42].



Все это позволяет предположить, что хотя Монконис интересовался современными голландскими художниками (он посетил в Лейдене не меньше троих), он мог никогда не встретиться с Вермеером, если бы не был связан с иезуитами. Вероятно, Джентиле, который в это время работал как портретист при гаагском дворе (не ему ли Иоганн Мауриц рассказывал историю  Бреде?), посоветовал Монконису зайти к Вермееру в то время, когда Монконис собирался посетить иезуитов в Дельфте. (Джентиле, по случаю, был давним единомышленником Майкла Свиртса (Michiel Sweerts), чьи портреты «тронис» (tronies) часто сравнивают с такими же работами Вермеера) [43]. Поскольку Ван Рюйвен был протестантом, было бы странно, если бы Монконис нанес ему визит во время свой второй поездки в Дельфт. И кажется, что поездка не входила в его первоочередные дела.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох , Воспитание детей