Питер де Хох. Переходный период и опыты в перспективе
Вэйн Фрэнитс
Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд
Переходный период и опыты в перспективе
Несмотря на разительные перемены в манере живописи де Хоха после его переезда в Амстердам, есть несколько картин, написанных сразу после его прибытия в мегаполис или несколько позднее, для которых лучше всего подходит термин «переходные», потому что их сравнительно простой декор напоминает дельфтский период работы художника.
Поскольку картина Гетти (находящаяся в музее Гетти – Б.Р.) была, вероятно, написана между 1661 и 1663, она подпадает под эту категорию. Хотя скромный вид этого интерьера напоминает его ранние картины, эта работа, тем не менее несет многие стилистические особености картин изящного амстердамского периода де Хоха, в том числе сдержанную палитру, усиленные световые эффекты, относительно утонченную кисть и жизненные фигуры.
Кроме того, идея картины была, видимо, заимствована у лейденских художников. В частности, картина де Хоха в музее Гетти, на которой почтительный мальчик ждет кусок хлеба, очевидно перекликается с картиной Франса ван Майерса Старшего (Frans van Mieris the Elder), вероятно, написанную десятью годами ранее (рисунок 21).
Франс ван Майерс Старший, Урок |
Рис. 21. Франс ван Майерс Старший, Урок, 1650, 34х40 см, галерея искусств Коркоран, Вашингтон, США
фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons
Кроме того, в работах де Хоха этого периода видны те же самые впечатляющие перспективные построения, которые он оттачивал в Дельфте. «Женщина готовит мальчику бутерброд», конечно, не исключение. Пространство на первом плане перемежается несколькими интригующими пространственными мотивами, в том числе приоткрытой дверью (она видна подальше слева), большим окном с видным в нем расплывчатым силуэтом мужчины и нишей с книгами над дверью, которая ведет в вестибюль с мраморным полом . В вестибюле видны нижние ступеньки лестницы и выделяющаяся благодаря яркому освещению голландская дверь, через верхнюю половину которой видно залитую солнцем улицу и дома напротив.
Несмотря то, что в семнадцатом веке существовали несколько трактатов и практических руководств по построению перспективы, де Хох, как и его коллега Вермеер на удивление практично подошел к построению пространственной композиции в его картинах .
Внимательное изучение поверхности нескольких картин де Хоха выявило поры, указывающие на то, что он втыкал в холст в назначенной точке схода булавку с привязанной к ней ниткой. Затем он натирал нитку мелом и щелкал ей (так же, как это сегодня делает столяр) по загрунтованному холсту, чтобы обозначить линии перспективы. Только после такой разметки художник рисовал обстановку, а затем фигуры. В холсте музея Гетти наличие иголочных отверстий, расположенных чуть выше головы матери (рисунок 22) было обнаружено с помощью рентгенографии доцентом Высщей щколы живописи Ивонной Шафран (Yvonne Szafran) во время расчистки.
Комментарии
Отправить комментарий