Питер де Хох. Переходный период и опыты в перспективе

Вэйн Фрэнитс

Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд


 Переходный период и опыты в перспективе

Несмотря на разительные перемены в манере живописи де Хоха после его переезда в Амстердам, есть несколько картин, написанных сразу после его прибытия в мегаполис или несколько позднее, для которых лучше всего подходит термин «переходные», потому что их сравнительно простой декор напоминает дельфтский период работы художника. 


Поскольку картина Гетти (находящаяся в музее Гетти – Б.Р.) была, вероятно, написана между 1661 и 1663, она подпадает под эту категорию. Хотя скромный вид этого интерьера напоминает его ранние картины, эта работа, тем не менее несет многие стилистические особености картин изящного амстердамского периода де Хоха, в том числе сдержанную палитру, усиленные световые эффекты, относительно утонченную кисть и жизненные фигуры. 

Кроме того, идея картины была, видимо, заимствована у лейденских художников. В частности, картина де Хоха в музее Гетти, на которой почтительный мальчик ждет кусок хлеба, очевидно перекликается с картиной Франса ван Майерса Старшего (Frans van Mieris the Elder), вероятно, написанную десятью годами ранее (рисунок 21).

Мальчик с бабушкой, бабушка режет хлеб
Франс ван Майерс Старший, Урок
Рис. 21. Франс ван Майерс Старший, Урок, 1650, 34х40 см, галерея искусств Коркоран, Вашингтон, США

фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons 

Кроме того, в работах де Хоха этого периода видны те же самые впечатляющие перспективные построения, которые он оттачивал в Дельфте. «Женщина готовит мальчику бутерброд», конечно, не исключение. Пространство на первом плане перемежается несколькими интригующими пространственными мотивами, в том числе приоткрытой дверью (она видна подальше слева), большим окном с видным в нем расплывчатым силуэтом мужчины и нишей с книгами над дверью, которая ведет в вестибюль с мраморным полом . В вестибюле видны нижние ступеньки лестницы и выделяющаяся благодаря яркому освещению голландская дверь, через верхнюю половину которой видно залитую солнцем улицу и дома напротив.

Несмотря то, что в семнадцатом веке существовали несколько трактатов и практических руководств по построению перспективы, де Хох, как и его коллега Вермеер на удивление практично подошел к построению пространственной композиции в его картинах . 

Внимательное изучение поверхности нескольких картин де Хоха выявило поры, указывающие на то, что он втыкал в холст в назначенной точке схода булавку с привязанной к ней ниткой. Затем он натирал нитку мелом и щелкал ей (так же, как это сегодня делает столяр) по загрунтованному холсту, чтобы обозначить линии перспективы. Только после такой разметки художник рисовал обстановку, а затем фигуры. В холсте музея Гетти наличие иголочных отверстий, расположенных чуть выше головы матери (рисунок 22) было обнаружено с помощью рентгенографии доцентом Высщей щколы живописи Ивонной Шафран (Yvonne Szafran) во время расчистки.

Рис. 22. Расположение булавочного отверстия над головой матери

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики