Питер де Хох. Обновленный стиль



Вэйн Фрэнитс


Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд



Обновленный стиль

Де Хох использовал свой обновленный стиль для различных сюжетов, в том числе утонченных свиданий мужчин и женщин (известных среди его современников как веселые компании), получателей писем, картежников. Все они, как правило, проникнуты непревзойденной до сих пор степенью блеска и изысканности. 

Наиболее выдающийся пример такого рода картин - «Игроки в карты» (рисунок 23). Художник писал картежников во время его пребывания в Делфте, но ни одна из тех картин может приблизиться к этой по великолепию и роскоши. Обращает на себя внимание богатая облицовка стен, выполненная из золоченой кожи, декоративная отделка, модная в домах элиты в этот период. 

Несколько молодых людей в богатом интерьере
Питер де Хох, Игроки в карты

Рис. 23. Питер де Хох, Игроки в карты, 1663, 67х77 см, Лувр, Париж, Франция

По счастливой случайности редкий сохранившийся пример этого типа покрытия стен сохранилсь в Государственном музее Амстердама (рисунок 24). Его орнамент прекрасно совпадает с изображенным де Хохом!

Рисунок кожаных тисненых золоченых обоев
Рис. 24. Золоченые обои.


Рис. 24. Золоченые обои. Рийксмузеум, Амстердам, Нидерланды

Верх элегантности (и вымысла) в искусстве де Хоха реализован в серии жанровых картин, которые включают черты вновь отстроенной амстердамской ратуши (сегодня - Королевский дворец ) в качестве основного компонента интерьера. 

 Ратуша, внушительное здание классического типа, была завершена в 1662 году. Одно из крупнейших общественных зданий в Европе семнадцатого века, оно в то время считалось восьмым чудом света, зримым воплощением огромного богатства Амстердама и доминирующего положения в политике. 

Де Хох удачно включил детали интерьера архитектурного декора ратуши в его «Музицирование в зале» (рисунок 25) (1663-65) и создал совершенно фантастическое, роскошное жилище, которое больше подходит для короля , чем для тех горожан, которых он туда поместил. Соответственно, смелым и далеким от жизни является включение в люнет на заднем плане «Афинской школы», фрески, выполненной за 150 лет до этого в Ватикане знаменитым итальянским мастером эпохи Возрождения Рафаэлем (1483-1520). Де Хох, который никогда не путешествовал по Италии, несомненно, знал эту работу по гравюрам и включил ее, чтобы усилить впечатление от роскоши.

Молодые люди с нотами и музыкальными инструментами в роскошном помещении
Питер де Хох, Музыкальная вечеринка


Рис. 25. Питер де Хох, Музыкальная вечеринка, 1663, 81х68 см, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, Германия

Влияние на де Хоха новой обстановки и требований новых покровителей были настолько сильны, что изменение в стиле обнаруженивается даже в его дворовых сценах. Вымощенный ромбовидной мраморной плиткой двор в его картине «Женщина и служанка во дворе» (рисунок 26) , например, может отражать желание художника улучшить вид двора в сравнении с картинами из его дельфтского периода, на которых мостовая выполнена из простого красного или желтого облицовочного кирпича. В это время де Хох ввел в свой арсенал изображение богатой молодежи, развлекающейся в элегантной обстановке загородных вилл: «Игра в кегли», 1665 (рисунок 27) .

Дворик в Дельфте, выстланный плиткой, балюстрада и две женщины
Питер де Хох, Женщина со служанкой во дворе

Рис. 26. Питер де Хох, Женщина со служанкой во дворе, 1661, 53х42 см. Эрмитаж, Петербург, Россия 

Группа молодых людей в парке играет в кегли
Питер де Хох, Игра в кегли


Рис. 27. Питер де Хох, Игра в кегли, 1665, 70х62 см, Коллекция Джеймса Ротшильда, Англия

Очевидный сдвиг в стиле де Хоха во время его первых лет в космополитичном Амстердаме не исключает продолжительный контакт с Вермеером, его бывшим дельфтским коллегой. В самом деле, по меньшей мере, два интересных случаях сходства между картинами свидетельствуют об их контакте друг с другом. Полотно де Хоха «Женщина, взвешивающая монеты» (рисунок 28) (1664) имеет поразительное сходство с «Женщиной, взвешивающей монеты» Вермеера (рисунок 29), и возможно, написаны в примерно то же самое время. В отличие от картины де Хоха, Вермеер избегает деталей, благодаря чему его холст выглядит мощнее и таинственнее. Интересно, что рентгенограммы картины де Хоха показывают наличие еще одной фигуры, сидящей на пустом стуле, напротив женщины с весами и монетами. 

Женщина у окна, в ее руках - весы, на столе - монеты
Питер де Хох, Женщина взвешивает монеты


Рис. 28. Питер де Хох, Женщина взвешивает монеты, 1664, 61х53 см, Картинная галерея Берлина, Германия


Женщина стоит возле стола и держит в руках весы
Ян Вермеер, Женщина с весами


Рис. 29. Ян Вермеер, Женщина с весами, 1664, 42х38 см, Национальная галерея, Вашингтон, США

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики