Питер де Хох. Обновленный стиль
Вэйн Фрэнитс
Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд
Обновленный стиль
Де Хох использовал свой обновленный стиль для различных сюжетов, в том числе утонченных свиданий мужчин и женщин (известных среди его современников как веселые компании), получателей писем, картежников. Все они, как правило, проникнуты непревзойденной до сих пор степенью блеска и изысканности.
Наиболее выдающийся пример такого рода картин - «Игроки в карты» (рисунок 23). Художник писал картежников во время его пребывания в Делфте, но ни одна из тех картин может приблизиться к этой по великолепию и роскоши. Обращает на себя внимание богатая облицовка стен, выполненная из золоченой кожи, декоративная отделка, модная в домах элиты в этот период.
Питер де Хох, Игроки в карты |
Рис. 23. Питер де Хох, Игроки в карты, 1663, 67х77 см, Лувр, Париж, Франция
По счастливой случайности редкий сохранившийся пример этого типа покрытия стен сохранилсь в Государственном музее Амстердама (рисунок 24). Его орнамент прекрасно совпадает с изображенным де Хохом!
Рис. 24. Золоченые обои. |
Рис. 24. Золоченые обои. Рийксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Верх элегантности (и вымысла) в искусстве де Хоха реализован в серии жанровых картин, которые включают черты вновь отстроенной амстердамской ратуши (сегодня - Королевский дворец ) в качестве основного компонента интерьера.
Ратуша, внушительное здание классического типа, была завершена в 1662 году. Одно из крупнейших общественных зданий в Европе семнадцатого века, оно в то время считалось восьмым чудом света, зримым воплощением огромного богатства Амстердама и доминирующего положения в политике.
Де Хох удачно включил детали интерьера архитектурного декора ратуши в его «Музицирование в зале» (рисунок 25) (1663-65) и создал совершенно фантастическое, роскошное жилище, которое больше подходит для короля , чем для тех горожан, которых он туда поместил. Соответственно, смелым и далеким от жизни является включение в люнет на заднем плане «Афинской школы», фрески, выполненной за 150 лет до этого в Ватикане знаменитым итальянским мастером эпохи Возрождения Рафаэлем (1483-1520). Де Хох, который никогда не путешествовал по Италии, несомненно, знал эту работу по гравюрам и включил ее, чтобы усилить впечатление от роскоши.
Влияние на де Хоха новой обстановки и требований новых покровителей были настолько сильны, что изменение в стиле обнаруженивается даже в его дворовых сценах. Вымощенный ромбовидной мраморной плиткой двор в его картине «Женщина и служанка во дворе» (рисунок 26) , например, может отражать желание художника улучшить вид двора в сравнении с картинами из его дельфтского периода, на которых мостовая выполнена из простого красного или желтого облицовочного кирпича. В это время де Хох ввел в свой арсенал изображение богатой молодежи, развлекающейся в элегантной обстановке загородных вилл: «Игра в кегли», 1665 (рисунок 27) .
Очевидный сдвиг в стиле де Хоха во время его первых лет в космополитичном Амстердаме не исключает продолжительный контакт с Вермеером, его бывшим дельфтским коллегой. В самом деле, по меньшей мере, два интересных случаях сходства между картинами свидетельствуют об их контакте друг с другом. Полотно де Хоха «Женщина, взвешивающая монеты» (рисунок 28) (1664) имеет поразительное сходство с «Женщиной, взвешивающей монеты» Вермеера (рисунок 29), и возможно, написаны в примерно то же самое время. В отличие от картины де Хоха, Вермеер избегает деталей, благодаря чему его холст выглядит мощнее и таинственнее. Интересно, что рентгенограммы картины де Хоха показывают наличие еще одной фигуры, сидящей на пустом стуле, напротив женщины с весами и монетами.
Питер де Хох, Музыкальная вечеринка |
Рис. 25. Питер де Хох, Музыкальная вечеринка, 1663, 81х68 см, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, Германия
Влияние на де Хоха новой обстановки и требований новых покровителей были настолько сильны, что изменение в стиле обнаруженивается даже в его дворовых сценах. Вымощенный ромбовидной мраморной плиткой двор в его картине «Женщина и служанка во дворе» (рисунок 26) , например, может отражать желание художника улучшить вид двора в сравнении с картинами из его дельфтского периода, на которых мостовая выполнена из простого красного или желтого облицовочного кирпича. В это время де Хох ввел в свой арсенал изображение богатой молодежи, развлекающейся в элегантной обстановке загородных вилл: «Игра в кегли», 1665 (рисунок 27) .
Питер де Хох, Женщина со служанкой во дворе |
Рис. 26. Питер де Хох, Женщина со служанкой во дворе, 1661, 53х42 см. Эрмитаж, Петербург, Россия
Питер де Хох, Игра в кегли |
Рис. 27. Питер де Хох, Игра в кегли, 1665, 70х62 см, Коллекция Джеймса Ротшильда, Англия
Очевидный сдвиг в стиле де Хоха во время его первых лет в космополитичном Амстердаме не исключает продолжительный контакт с Вермеером, его бывшим дельфтским коллегой. В самом деле, по меньшей мере, два интересных случаях сходства между картинами свидетельствуют об их контакте друг с другом. Полотно де Хоха «Женщина, взвешивающая монеты» (рисунок 28) (1664) имеет поразительное сходство с «Женщиной, взвешивающей монеты» Вермеера (рисунок 29), и возможно, написаны в примерно то же самое время. В отличие от картины де Хоха, Вермеер избегает деталей, благодаря чему его холст выглядит мощнее и таинственнее. Интересно, что рентгенограммы картины де Хоха показывают наличие еще одной фигуры, сидящей на пустом стуле, напротив женщины с весами и монетами.
Питер де Хох, Женщина взвешивает монеты |
Рис. 28. Питер де Хох, Женщина взвешивает монеты, 1664, 61х53 см, Картинная галерея Берлина, Германия
Ян Вермеер, Женщина с весами |
Рис. 29. Ян Вермеер, Женщина с весами, 1664, 42х38 см, Национальная галерея, Вашингтон, США
Комментарии
Отправить комментарий