Вермеер и де Хох. Тяжелые времена


Вэйн Фрэнитс


Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд

Вермеер и де Хох

Вполне возможно, что де Хох был вдохновлен холстом Вермеера и попытался «улучшить» его, добавив вторую фигуру, а потом передумал и закрасил ее. Но, пожалуй, более вероятно, что «Женщина, взвешивающая монеты» Вермеера (рисунок 29) была навеяна картиной де Хоха в его окончательной форме , так как де Хох вряд ли включил бы вторую фигуру, если бы он шел от картины Вермеера.



Через несколько лет, в 1668 году Вермеер де Хох пишет свою «Пару с попугаем» (рисунок 30) Эта работа содержит необычный композиционный элемент - затемненную дверь, (на нее опирается черенок швабры), которая служит обрамлением ярко освещенной комнаты. Такая же дверь (с метлой вместо швабры), через которую видна залитая светом комната появляется на переднем плане картины Вермеера «Любовное письмо» (1668-69) (рисунок 31) .

Женщина и мужчина забавляются с попугаем
Питер де Хох, Пара с попугаем
Р.ис. 30. Питер де Хох, Пара с попугаем, 1668, 73х61 см,  музей Wallraf-Richartz, Кельн, Германия

Служанка приносит госпоже любовное послание
Ян Вермеер, Любовное письмо
Рис. 31. Ян Вермеер, Любовное письмо, 1668, 44х38 см, Рийксмузей, Амстердам, Нидерланды

Эти примеры убедительно свидетельствуют, что де Хох продолжал взаимодействовать с Вермеером и порой даже влиять на него.

Очевидно, что десятилетие 1660 -х было плодотворным для де Хоха. В это время он выполнил некоторые из своих самых блестящих полотен, и, судя по ранее упомянутому портрету музицирующей семьи, он должен был получить приличное вознаграждение. 


Однако вопрос о том, насколько успешным де Хох был в Амстердаме, городе, в котором он состязался со многими заметными художниками, не так легко ответить. По отрывочным сведениям, которые есть в нашем распоряжении, можно предположить, что он не стал процветающим. 

Известны точные два адреса, по которым де Хох жил в 1663 и 1665 году соответственно. Они располагались на окраине Амстердама, в районах проживания граждан со скромными доходами. Кроме того, в документе от 22 ноября 1668 художник утверждает, что он живет на Konijnenstraat (Кроличья улица) с мая этого года. Эта улица находилась в центре большого рабочего района Амстердама, известного как Джордан и бывшего местом жительства для многих художников того времени, в том числе Рембрандта. Как мы увидим, в течение последних четырнадцати лет жизни де Хоха его финансовое состояние ухудшилось, несмотря на его отчаянные усилия.

Тяжелые времена

Питер К. Саттон отметил, что почти 50 процентов общего количества полотен де Хоха датируются последними полутора десятилетиями его жизни. Саттон предполагает, что этот увеличенный объем был необходим, чтобы компенсировать низкую оплату, но, как он отмечает, у нас просто нет достаточной информации о ценах на картины де Хоха, чтобы это проверить. 

Катастрофическая оккупация Нидерландов Францией и ее союзниками в 1672 усугубили проблемы де Хоха и, несомненно, затронула большинство художников того времени. Бурные экономические последствия этого события вызвали свертывание художественного рынка, разоряя художников и их посредников (как всегда во времена серьезных потрясений, искусство стало необязательным предметом роскоши).

Финансовые затруднения, с которыми внезапно столкнулись многие художники и их посредники, были похожи на положение Вермеера, о котором с безисходностью пишет его вдова Катарина Больнес (Catharina Bolnes). В июле 1677 г., почти через полтора года после смерти прославленного художника, она все еще обременена большими долгами. В попытке получить от властей Дельфта защиту от кредиторов, Больнес свидетельствовала, что «во время долгой и разорительной войны с Францией [ее покойный муж ] не только не смог продать какую-нибудь свою картину, но и, к своему большому убытку, остался с картинами других мастеров, для которых он был посредником».

В частном случае де Хоха мы знаем, что с 1674 он больше не платил налоги. Так как в семнадцатом веке налогообложению подлежал определенный уровень доходов, мы можем сделать вывод , что художник к этой дате стал бедняком.

Хотя в общем качество картин де Хоха ухудшилось из-за того, предположительно, что он лихорадочно работал, пытаясь устранить серьезные финансовые проблемы, мастер сделал несколько отличных картин в 1670-е годы.

Во многих из этих работ он продолжал развивать сюжеты, с которых он начинал в Дельфте, и впоследствии видоизменил в его первых годы в Амстердаме. Например, его «Женщина и ребенок со служанкой» (рисунок 32) (1674-76) напоминает его многочисленные ранние картины, изображающие домашние добродетели, а его «Музицирование» (1674) (рисунок 33) могут быть связаноы с его собственными ранними изображениями музыкантов (рис.18 и 25), так же, как и с художниками, работавшими раньше него в семнадцатом веке.

Женщина с ребенком на руках сидит возле камина, рядом стоит служанка
Питер де Хох, Женщина с ребенком и служанка

Рис. 32. Питер де Хох, Женщина с ребенком и служанка, 1674, 85х79 см, музей искусств Филадельфии, США

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики