Питер де Хох и изображение домашней жизни



Вэйн Фрэнитс


Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд


В этих картинах интерьер заметно богаче, а освещение - немного темнее . Кроме того, «Музицирование» и похожие картины с веселыми компаниями были выполнены в относительно бОльших размерах. Фигуры стали пропорционально меньше и утонченнее .Эти стилистические особенности поздних работ де Хоха и есть то, что сохранилось в конце семнадцатого века в голландской жанровой живописи.


Это не должно быть истолковано отрицательно, как снижение профессионального уровня и и отказ от собственного «я», как это часто бывало, но как отражение изменения стилистических и сюжетных условностей (а также изменения вкусов). 

К сожалению, это рассуждение не касается картин, датированных последними годами жизни де Хоха. В конце 1670-х и начале 1680-х, становится заметным снижение качества его работ. Относится ли это к ухудшению его финансовых обстоятельств или к ухудшению его психического здоровья – неизвестно. В конечном счете он попал в сумасшедший дом в Амстердаме, где он умер 24 марта 1684.


Глава II

Питер де Хох и изображение домашней жизни в голландском искусстве

Экспонат музея Гетти «Женщина готовит мальчику бутерброд» - пример обширной темы «домашняя добродетель» в голландском искусстве Золотого Века. Есть буквально сотни сохранившихся картин, на которых женщины заняты разнообразными делами, большинство из которых относятся к дому и семье. Домашние дела были любимым сюжетом голландского общества, особенно во второй половине семнадцатого века. 

«Женщина готовит мальчику бутерброд» (фиг.1) специально показывает хорошо воспитанного ребенка - как на многих другие голландских картинах этого периода, - и это "подмножество" из темы домашней жизни четко отражает представления семнадцатого века о материнстве, детстве, а также связанной с этим проблеме воспитания детей.

Важно понимать, что эти картины не просто случайные, непредвзятые впечатления о жизни семнадцатого века, как аналогичные картины, выполненные в наше время. 

Голландская жанровая живопись - не буквальное отражение повседневной жизни; вместо этого, художники, которые создали такие картины, гениально и очаровательно соединяли виденную ими действительность с устоявшимися и весьма условными сюжетами, мотивами и стилями. 

Однако, несмотря на, или, возможно, даже из-за их обманчивой правдоподобности жанровые картины, безусловно, что-то говорили первым зрителям и могут сказать нам сегодня, если мы терпеливо и – что может быть важнее – внимательно их изучим. Они дают обширные сведения о культуре голландцев, их предпочтениях, их пристрастиях и, несомненно, мировоззрении.

Влияние литературы

В социальном укладе того времени в Нидерландах господствующая роль принадлежала мужчине, и обязанности женщин были точно определены. Здравый смысл отводил женщине важную роль домохозяйки и матери. Таким образом, чтобы полнее постичь смысл картины «Женщина готовит мальчику бутерброд», мы должны ознакомиться с семейными идеалами семнадцатого столетия. 

Литература того времени отражала эти идеалы и способствовала их воплощению в жизнь. Книги, касающиеся женщины и семьи, представляют особый интерес. Как мы увидим, и картины де Хоха и его коллег, и трактаты о семейном укладе представляют нам идеализированную, теоретически существующую женщину, искусную в ведении домашнего хозяйства и уходе за детьми.

Важность одного трактата Иакова Кэтса (Jacob Cats) «Брак», впервые опубликованного в 1625 году, для голландского искусства семнадцатого века отмечено давно (рисунок 34). Любой, кто сомневается в важности этого широко известного сочинения, должен только посмотреть на портрет семьи работы неизвестного художника, который, вероятно, работал в кругу амстердамского портретиста Томаса де Кейзера (Thomas de Keyser).


Первый лист книги Якоба Кэтса "Брак", изданной в Миддлбурге в 1625 году
Фронтиспис книги Якоба Кэтса "Брак" 


Рис. 34. Фронтиспис книги Якоба Кэтса "Брак" (Миддлбург, 1625), библиотека университета Амстердама, Нидерланды

Фото с сайта https://www.google.com/search?q=Houwelyck&rlz 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики